Новое
Статьи о Го
Книга "Стратегия Го"
Клуб Го
Фотографии
Видео
Об авторе
Контакты
Чему учит Го Печать E-mail
Автор Павел Авраамов   
Японцы говорят: «Го учит жить». С другой стороны, в нашей стране часто приходится слышать мнение, что занятия Го учат лишь сильно играть в Го. Какая из точек зрения верна? Это сложный вопрос, на который даже мастерам не сразу удается ответить.
 
С одной стороны, есть нейробиологические исследования, которые показывают, как занятия Го меняют структуру мозга. Есть мнение преподавателей с большим опытом, которые говорят, что игра тренирует у детей определенные качества: силу воли, концентрацию внимания, память.

С другой стороны, каждый может припомнить много игроков, на которых Го, кажется, не оставило никакого отпечатка. Наконец, есть определенный флер, который сопровождает тех, кто проводит параллели между игрой и, например, бизнесом или политикой. Флер этот не очень хороший, и тому есть ряд объективных причин, но сейчас не об этом.

Размышляя над ответом, я вспомнил прекрасную фразу: «Красота - в глазах смотрящего». Судя по всему, только сам человек может сказать, были ли занятия Го для него полезны. Помогли ли они увидеть что-то внутри себя, считает ли он стратегию Го применимой в повседневной жизни. Наконец, помогло ли лично ему Го изменить себя, стать другим, более успешным или счастливым человеком. Поэтому, когда вопрос о пользе занятий задают мне, я обычно ссылаюсь на свой собственный опыт. И мне хотелось бы немного поделиться им с вами: возможно, вы тоже заметили нечто подобное?

Первый результат пришел буквально через пару месяцев с начала моих занятий. Дело в том, что до знакомства с Го я был очень непунктуальным. Просто ультра-мега-гипер. Но спустя пару месяцев этот недостаток полностью исчез. Я научился точно рассчитывать время, планировать дела, не опаздывать на встречи. Мне кажется, здесь повлияла игра на серверах, потому что там выставляется жесткий контроль времени. Игра с таймером приучила эффективно использовать время.

Второй результат, проявившийся много позже, - способность к многофакторному анализу. До знакомства с Го я видел лишь тот вариант развития событий, который мне нравился. Позанимавшись пару лет, понял: на ситуацию влияет множество факторов, и все их нужно учитывать. Как в игре нужно видеть доску целиком, так и в жизни надо смотреть максимально широко. Впоследствии, когда я работал в банке риск-менеджером, это понимание и способность держать в голове одновременно много переменных мне очень пригодились.

Третий результат - это привычка доводить дела и проекты до конца, не теряя концентрации внимания. На одном из турниров я продул почти выигранную партию, расслабившись в ёсэ и потеряв группу, которая должна была жить. Кому незнакома такая ситуация? Это стало важным уроком. Настолько важным, что ту партию я помню до сих пор. Теперь принцип «Ничто не закончено, пока не поставлен последний камень» - это моя вторая натура. Я избавился от пресловутой «маниловщины». Способность доводить дела до конца пригождалась мне много раз. Даже когда накапливалась усталость от долгого проекта и возникало желание поскорее все закончить, пожертвовав мелкими деталями, я не позволял себе расслабляться. «Вот поставим последний камень, тогда и отдохнем».

Годы занятий изменили мое отношение к ошибкам и неудачам. Был период, когда я играл исключительно с более сильными партнерами - и раз за разом проигрывал. Я рос, хотя не мог выиграть ни одной партии. Это достаточно сложно с психологической точки зрения, и многие преподаватели прямо советуют: «Играйте и с сильными, и с равными, и с более слабыми противниками». Но в то время я еще не знал, что поступать надо именно так. Мне было трудно, однако опыт оказался ценным: проигрывая, я тем не менее заметил свой постепенный рост. В этот момент стало понятно, что расти можно и на сплошных неудачах, а ошибки - это не приговор, а естественный спутник обучения.

Помимо общечеловеческих жизненных уроков, Го оказалось полезным и с практической точки зрения. Я не зря сказал, что всех, кто заводит разговор об использовании стратегии Го в жизни, преследует образ обманщиков и шарлатанов. Но как быть, если я и вправду использую принципы Го, принимая важные решения? Например, буквально перед Новым годом мне внезапно предложили высокооплачиваемую работу. Внезапно, потому что я вообще-то не искал работу. Стабильность, высокий доход, жирный соцпакет. А я взял - и отказался. Почему? Потому что принял решение, следуя принципу «Отдай малое, забери большое». Я решил не менять свой собственный проект, который для меня очень важен, на менее важный, но локально более прибыльный - работу по найму. Оценка большого и малого, важного и неважного - это сложный вопрос. Будет ли мой проект успешным, я не знаю. Он в принципе не имеет прямой финансовой выгоды, но по шкале общих жизненных достижений он для меня важнее всего. Реализовав его, я буду считать, что жил не зря. Это решение далось мне непросто, но именно размышления о большом и малом помогли выбрать дальнейший путь.

Когда у меня возникает желание объять необъятное, я повторяю про себя принцип «Воздержись, не разбрасывайся». Я научился играть тэнуки, когда меня провоцируют и втягивают в ненужную, бесполезную борьбу. Я понял, что искусство гармонии - это не райские кущи и медитативная отстраненность, а динамическое равновесие двух разнонаправленных сил. Всех уроков и не перечислишь, да это и не к чему. Возможно, все те же самые уроки я мог бы получить, занимаясь спортом. Боевые искусства - прекрасный способ для закалки характера. Но я никогда не интересовался спортом, а вот Го меня почему-то зацепило.

Так учит ли Го жить? И да, и нет. Наверное, лучший ответ, который можно дать на этот непростой вопрос, - это фраза, которой со мной однажды поделился друг: «Научить нельзя. Но можно научиться». Все зависит от целей, устремлений и настойчивости.

Image 

 
« Пред.   След. »