Генри Киссинджер
и Чан Чжэньмин
встретились за доской для Го

21-23 марта 2015 года Исследовательский центр по вопросам развития при Госсовете КНР провел в Пекине форум, посвященный развитию Китая, на который был приглашен 92-летний доктор наук Генри Киссинджер. После посещения форума Киссинджер отправился в CITIC Group (China International Trust and Investment Corporation), где он прежде был консультантом, навестить старого друга, председателя правления CITIC Group Чан Чжэньмина. Когда Киссинджер узнал, что Чан Чжэньмин является мастером 7-го профессионального дана по игре Го, а также президентом Международной федерации Го с 2010 года, он попросил коллегу подробнее рассказать ему про эту игру. Во время встречи Киссинджер увлеченно обсуждал необычную теорию Го с Чан Чжэньмином.
Стратегический потенциал игры Го
Киссинджер, выдающийся политик с широким кругозором и глубокой эрудицией, часто ссылался в своих трудах на междисциплинарные аспекты политики и дипломатии. Он читал статьи, посвященные Го, и в своей книге "О Китае" использовал Го как метафору для объяснения особенностей китайской дипломатии и стратегии. Однако, к сожалению, он никогда всерьез не изучал Го, эту загадочную восточную игру, в которую люди играют тысячелетиями.

Говорят, что Го появилось в Китае во времена правления императора Яо, более 4 000 лет назад. Го – это имитация войны, интеллектуальная игра, состоящая из трёх полностью отличающихся друг от друга этапов борьбы за победу, а также инструмент самосовершенствования и система стратегических принципов, выходящих за рамки самой игры. Девятнадцать вертикальных и горизонтальных линий, 361 пересечение, одинаковые камни двух цветов, равные шансы на победу у обоих игроков, простые правила, и при этом – бесконечная загадка, у которой нет ни конца, ни края: за тысячи лет ни одна партия ни разу не повторилась, все игры уникальны.

Председатель CITIC Group Чан Чжэньмин в 15 лет уже был членом Пекинской профессиональной команды по игре Го, а среди его товарищей по команде был сам Ни Вэйпин (Nie Weiping). В 19 лет Чан участвовал в тренировках национальной сборной Китая, стал выдающимся мастером средней стадии игры (тюбана), а в 23 года впервые выиграл бронзовый кубок в турнире «Новый спорт», где чемпионом стал Ни Вэйпин, а второе место занял Чэнь Цзудэ.

Чан Чжэньмин познакомил гостя с особенностями игры Го и возможными вариантами сражений в партиях, что вызвало большой интерес у доктора Киссинджера. Он сидел напротив своего партнера, пристально глядя через очки на черные и белые камни на доске.

Доктор Киссинджер хорошо играет в шахматы, и когда-то в своей книге
«О Китае» он уже писал про различия между Го и шахматами, а также разницу между китайской и западной фундаментальными стратегиями:
«Шахматы ориентированы на твёрдую решимость бороться и побеждать. Каждая фигура выполняет свои функции, и все они уже расставлены на доске, поэтому сила обеих сторон видна уже с первого взгляда. Го, в свою очередь, больше напоминает долгую и затяжную войну. Доска в начале партии представляет собой чистый холст, и нужно уметь не только определять значение и статус уже имеющихся на доске камней, но и размышлять о силе и положении тех камней, которых ещё нет. В шахматах после розыгрыша одного из дебютов обе стороны переходят в среднюю стадию и начинают разворачивать борьбу, могут овладеть «центром тяжести» Клаузевица, ключевыми позициями и так далее. В Го же искусство «стратегической осады» содержит гораздо больше понятий. Шахматный мастер охотится за фигурами противника в открытую, с помощью серии прямых ударов, изматывая и ослабляя соперника. В то же время, мастер Го занимает определенную территорию на доске, постепенно стирая стратегический потенциал камней противника. Шахматы учат добиваться только одной цели, а Го развивает стратегическую гибкость и маневренность».
Чан Чжэньмин говорит: «Мой личный опыт таков: в игре Го каждый ход, каждая группа и каждый участок территории участвуют в сражении. На доске можно занимать любой свободный пункт. Самая главная особенность Го заключается в следующем: «Проиграй битву, но выиграй войну». В отличие от шахмат, где победа зависит от того, кто убьёт короля противника, в Го побеждает тот, кто сможет окружить больше территории и получить большее преимущество. Таким образом, шахматы – это тактическая игра, а Го – стратегическая».
«Когда партия только началась, игрок, делая первый ход на доске, уже имеет определённый стратегический план действий? Или стратегия формируется постепенно, отталкиваясь от развития ситуации на доске?» – для Киссинджера вопрос разработки стратегии в партии всё ещё немного размыт.
Чан Чжэньмин ставит четыре камня на доску, объясняет смысл именно такой расстановки, а затем начинает добавлять камни, развивая позицию и отмечая ещё не разыгранные участки доски. После этого объясняет, чем отличаются три стадии партии (фусэки, тюбан и ёсэ), и в чём их особенности. У игроков в Го на старте есть первоначальные идеи и замыслы, а по мере того, как стратегии обеих сторон сталкиваются и начинается противоборство, будут непрерывно возникать сражения и придётся идти на компромиссы. Игроку приходится постоянно корректировать стратегию в соответствии с действиями противника и изменением ситуации на доске. Противнику, с другой стороны, невыгодно позволять нашей стратегии успешно реализоваться, поэтому он будет стараться разрушить наши планы.
«Разве игра Го не похожа на шахматы, ведь можно придерживаться некоторых стандартных дебютов, и обе стороны достигают взаимопонимания текущих замыслов друг друга, не произнося ни слова?» – спрашивает доктор Киссинджер.
«В Го зачастую могут быть использованы сразу несколько вариантов игры, которые выгодны и могут применяться обеими сторонами, так называемые «дзёсэки». Вместе с тем, существует множество разнообразных форм и конкретных позиций. Как и в шахматах, в Го есть много устойчивых дзёсэки и наборов стандартных приёмов. Однако, поскольку Го требует всё более глубокого изучения фундаментальных законов и углубления нашего понимания, часто случается, что какое-то дзёсэки или форма пользовались популярностью в прошлом, а теперь устарели и не применяются, и им на смену приходят новые стили и дзёсэки. Например, с древних времен в Го существует выражение: «Золотой угол, серебряная сторона, травяной живот», т.е. выгоднее всего защищать сначала угол, затем строить группы на краях доски, и лишь потом занимать центр. Но это утверждение не является абсолютным, поскольку с наступлением новой эпохи Го сильно изменилось. Люди все больше и больше осознают важность центра, первый ход не обязательно делается в углу, а всё больше смещается в сторону центра доски».
Киссинджер: «Почему происходит такая перемена? Неужели развитие современного Го подрывает концепции, унаследованные нами от прежних поколений игроков?».
Чан Чжэньмин: «Нельзя сказать, что что-то «подрывается», просто искусство Го непрерывно развивается. Кроме того, все больше и больше стран вливаются в Го-сообщество. Столкновение различных идей внесло большие изменения в наше понимание игры. Когда-то я был президентом Международной Федерации Го, и на тот момент в ней уже состояло 70 государств-членов, а сейчас их стало еще больше».
Киссинджер просит Чан Чжэньмина подробнее объяснить смысл такого термина, как «потенциал» или «влияние».
Чан Чжэньмин выставляет на доску группу, окружающую конкретную территорию, и группу, имеющую внешнее влияние (потенциал). Затем он объясняет, что в Го результат партии зависит от того, кто из противников сколько территории захватил. В игре существует различие между осязаемой, конкретной территорией и внешним влиянием. Территория – это прибыль, которую можно оценить и посчитать. В ходе партии игроки постоянно считают количество захваченной пустоты, чтобы определить, насколько их позиция лучше или хуже, чем у противника. Однако есть и внешнее влияние – сила камней, которая не поддаётся прямому подсчёту и представляет собой некий скрытый потенциал для развития. Внешнее влияние необязательно будет реализовано и трансформировано в территорию, ведь его нужно суметь эффективно использовать в будущем, чтобы, в итоге, превратить в конкретные очки.
Киссинджер с любопытством спрашивает: «А выбирая между конкретной территорией и внешним влиянием, каковы достоинства и недостатки, что предпочтительнее в реальной партии: занимать территорию или всё-таки стремиться построить внешнее влияние?».
Чан Чжэньмин отвечает: «Территория и влияние – это интуитивно оцениваемые сущности. Нельзя просто составить список достоинств и недостатков, нужно смотреть глобально на общую ситуацию на доске, взаимодействие групп и дальнейшее развитие. Мастер игры должен искать баланс между полученной территорией и накопленным влиянием.

Территорию можно ясно увидеть, посчитать каждое очко. Однако, если чрезмерно гнаться за реальной территорией, стремясь к немедленной выгоде, и каждым ходом добиваться получения только конкретных очков, ваши ходы будут очень ограниченными. Камни не будут иметь потенциала для дальнейшего развития, что в конечном итоге приведёт к поражению. Напротив, чрезмерное распространение внешнего влияния выглядит довольно угрожающим для противника, но, если игрок не в силах полностью реализовать свое влияние, все усилия окажутся напрасными. Поэтому обоим игрокам необходимо бороться не только за территорию, но и за внешнее влияние; нужно обращать внимание как на сокращение территории друг друга, так и нейтрализовать чужое влияние. У разных игроков предпочтения будут разными, начиная с расстановки камней в начале партии и заканчивая выбором одного из стандартных стилей: кто-то предпочитает территорию, другие делают акцент на внешнем влиянии. Тем не менее, никто не может позволить себе полностью отказаться от одного ради другого: невозможно гнаться только за территорией, или, наоборот, всё время строить только внешнее влияние. Требуется наладить взаимосвязь между территорией и влиянием, чтобы в партиях хорошо сбалансировать их, преобразовать внешнее влияние в реальные очки или, используя камни на границах территории, расширить внешнее влияние. Лучше всего эту идею можно выразить таким высказыванием: «Искусство командовать войсками должно идти от сердца»».
В ответ Киссинджер говорит, что «реальную территорию» в Го легко понять, а «внешнее влияние» звучит несколько смутно, его трудно уловить.
Чан Чжэньмин соглашается с мнением Киссинджера: «Возможно, западное мышление более реалистично. Большее внимание уделяется тому, что можно количественно оценить. Например, если говорить о бизнесе, убытки и прибыль могут быть чётко посчитаны. А восточное мышление больше внимания уделяет балансу, равновесию и потенциалу развития в будущем, что отчетливо отражает концепция «влияния» в игре Го. Конечно, независимо о того, ведем ли мы разговор о Востоке или о Западе, мы понимаем, что ситуация не может оставаться неизменной бесконечно долго, не говоря уж о непрерывном росте и развитии. С другой стороны, если сосредоточить всё внимание только на сиюминутной прибыли, мы лишимся перспектив и перестанем выстраивать образ будущего. Таким образом, обе крайности одинаково неустойчивы, необходим баланс.

Хотя в Го ходы и делаются по очереди, невозможно слепо стремиться получить какую-то текущую небольшую выгоду. В книгах по Го говорится: «Тот, кто отказывается от малого, обретает большое». Вот в чём смысл: каждый ваш ход тесно связан с итоговым результатом. Цзэн Гофань сказал: «В жизни везде есть рост и падение», а если применить этот принцип к экономике, получится разговор об «альтернативных издержках». Вы не можете воспользоваться каждой возможностью, которая открывается перед вами, вложиться в каждый проект. Что действительно трудно, так это выбрать, соглашаться или отказываться, а также понять взаимосвязь между реальной прибылью здесь и сейчас и долгосрочным развитием».
Правила торговли и дипломатии в Го
Хотя доктор Киссинджер уже немолод, он мыслит исключительно ясно. Разговор переключается на тему бизнеса: раз уж Чан Чжэньмин – мастер Го, значит, разработка бизнес-стратегии на основе принципов Го должна давать компании большое преимущество.

Чан Чжэньмин говорит: «В бизнесе мы всегда должны сотрудничать с другими людьми, а в сотрудничестве время от времени возникает соперничество, которое требует достижения компромисса. Это чем-то похоже на Го: во-первых, необходима стратегия, во-вторых, нужно научиться от чего-то отказываться». Не так давно премьер Госсовета Китая Ли Кэцян использовал несколько стратегических концепций из игры и сравнил экономику Китая с партией в Го. Он говорил о долговременном экономическом росте в рамках «новой нормы», т.е. условиях, возникших после череды экономических кризисов. «Территория» – это устойчивый рост, а структурное регулирование экономики можно сравнить с «группой с двумя глазами». Также нужно рассчитывать варианты, накапливать потенциал, строить живые группы, и только после этого можно строить планы по развитию позиции в целом».
«Я думаю, принципы Го и дипломатии также взаимосвязаны. Во время партии нужно навязать сопернику выгодный для нас сценарий, а затем обыграть его с помощью своей стратегии», – доктор Киссинджер переводит разговор на тему дипломатии.
Чан Чжэньмин отвечает: «Проблема в том, что в партии оба игрока будут стремиться действовать именно так: надеяться, что противник будет играть, как выгодно нам. Так вот, обеим сторонам, особенно мастерам игры, очень важно полностью понимать друг друга, понимать намерения соперника. Разработка различных стратегий для разных противников – это очень важный момент в игре Го. Нужно не только заранее понять, с кем предстоит играть, но и оценивать каждый ход противника в ходе партии, а также принимать во внимание ход его мыслей. Поэтому мы и называем игру «разговор при помощи рук»: взаимопонимание, диалог и выражение эмоций без единого слова. В какой степени это «разговор»? Видите ли, в партиях игроков высокого уровня часто случается, что исход игры очевиден уже в середине партии. Конечно, если мы сыграли всего лишь половину партии, вторая половина доски будет всё ещё пуста. Однако уже имеющиеся группы находятся в окружении, не могут активно участвовать в дальнейшей игре. Или, скажем, на доске нет групп, которые могут погибнуть в будущем, то есть средняя стадия (тюбан) уже закончилась, и остается доиграть ёсэ. Таким образом, исход партии ясен, уже видно, кто выиграл, а кто проиграл, и незачем продолжать игру. С другой стороны, если вы чётко видите, что партия ещё не закончена, продолжайте играть. Возможно, противник ещё не так глубоко понимает Го, как вы. Что, если он примет неправильное решение, сделав ошибочный ход? Поэтому заканчивать партию нужно аккуратно, не надеясь на авось.

Иногда во время партии кажется, что понимание игры и теории Го уже вышло за рамки самих игроков и зрителей, наблюдающих за игрой. Сама доска, сами камни живут собственной жизнью и наполнены смыслом, который мы не в силах понять. Го в состоянии выйти за пределы нашего понимания, потому что это игра с невероятно глубокой стратегией. В этом отличие Го от других тактических настольных игр, вот почему она является стратегической игрой высокого уровня.

Образ мысли игрока в Го может быть связан с военным делом, дипломатией, философией, а также бизнесом и другими сферами. В китайской истории есть много легенд о стратегах, игравших в Го. Например, в эпоху Троецарствия (220–280 гг.) военачальник царства Шу, Гуань Юй, играл в Го прямо во время операции, которая понадобилась, чтобы вернуть подвижность его парализованной руке».
Доктор Киссинджер в ответ сказал: «Хотя я раньше читал и даже писал статьи, связанные со стратегическими идеями Го, я никогда не сталкивался с игрой вплотную. А сегодня я многое увидел и понял благодаря объяснениям настоящего мастера».
Необычный формат встречи с председателем Чан Чжэньмином позволил доктору Киссинджеру проникнуться глубокой философией игры. На прощание доктор с некоторым сожалением сказал: «Если мы продолжим наш разговор, он будет длиться часами». А Чан Чжэньмин ответил: «Надеюсь, вы будете уделять внимание Гo и в дальнейшем. Ведь очарование этой игры заключается в том, что, даже когда человек один, можно приглушить свет в комнате и неспеша выставлять камни на доску».
27 МАЯ / 2021

Источник: Economic Herald, август 2015

Перевод с китайского: Анастасия Матвеева

Редактор: Павел Авраамов