Игра Го и интеллектуальное развитие детей

То, что игры помогают развивать интеллектуальные способности детей, оценили не так давно. Ряд исследований, проведённых на Западе, показал, что игра в шахматы не только ускоряет раннее развитие интеллекта ребёнка, но также улучшает социальное развитие и вносит вклад в общее положение ребёнка среди сверстников. К сожалению, все эти исследования проводились в западных странах и не принимали во внимание игру Го, которая сильнее всех остальных воздействует на интеллект. Каким образом игра повышает образованность ребёнка?
Ряд японских психологов проводил широкие исследования детей, играющих в Го. Их исследования привели к уверенности в том, что врождённые способности лучше развиваются у тех, кто играет в Го Согласно данным одного из исследований, проведённых университетом Чиба (Chiba University), стратегия Го имеет глобальный охват, т.е. действия в одной части доски влияют на всю доску. В противоположность этому образ мысли ребёнка узок. Но когда ребёнка учат играть в Го, он быстро развивает видение всей доски в целом и переносит это умение на повседневную жизнь.
Исследователи также указывают, что чем раньше начать учить ребёнка, тем лучшего результата можно достичь. Видимо, лучше всего начинать изучение игры с возраста 4-5 лет. В этом возрасте мозг развит только на 65-70%, и влияние на процессы мышления оптимально. И, конечно же, детям нравится играть в Го, как и в другие игры.
Одной из положительных сторон Го и шахмат для развития ребёнка является возможность концентрации внимания. Обычно дети развивают эту способность, делая то, что им интересно. Но существуют два типа концентрации внимания: активный и пассивный. Ребёнок может сконцентрироваться на просмотре любимой телевизионной передачи, но это пассивная концентрация внимания. Играя в игру типа Го, он полностью использует возможности своего мозга. Играя, ребёнок должен напрягать свои умственные способности и совершать гигантские интеллектуальные подвиги, чтобы отследить множество вариантов при анализе, представлять в своём воображении гипотетическую ситуацию на доске, и в конечном итоге прийти к выводу, что данный ход будет лучшим. Заметим, что детям нравится совершать подвиги, и игра даёт им такую возможность. Трудно найти другие области, в которых дети используют свой ум с такой интенсивностью, одновременно получая от этого удовольствие. В конце концов, эта способность к концентрации, воспитанная игрой в Го, будет использована человеком в других областях деятельности.
Играя в Го, нужно использовать как интуицию, так и аналитические способности. В начальной стадии игры существует столь много вариантов ходов, что никто не может взять на себя смелость и сказать, что один ход лучше другого. При выборе хода на этой стадии нам помогают стратегические понятия, но только сильнейшие игроки могут целиком полагаться на свою интуицию. Но партия продолжается, и аналитические способности приобретают всё большее значение. В заключительной стадии способность к расчёту вариантов становится основным фактором. Шахматы - игра скорее аналитическая от начала до конца. По этой причине компьютер умеет играть в шахматы столь хорошо, а в Го - столь плохо.

Чтобы понять значение вышесказанного, нужно объяснить некоторые понятия, связанные с мозгом человека. Мозг состоит из двух полушарий - левого и правого. Логические и лингвистические способности управляются левым полушарием. Интуитивные сферы деятельности, связанные с музыкой и способностью распознавать сложные образы, контролируются правым полушарием мозга.
Когда у человека случается инсульт, одно из полушарий обычно страдает больше, чем другое. Проводились исследования игроков Го, перенесших инсульт. Установлено, что инсульт правого полушария приводит к ухудшению игры в начальной стадии, в то время как в середине игры и в её конце игрок не теряет своей силы. Если поражено левое полушарие, то стратегия начальной стадии остаётся на высоком уровне, а вот в середине игры и в заключительной её части игрок теряет свою былую силу.

Из проведённых исследований следует вывод, что дети, которые изучают Го, тренируют оба полушария своего мозга, что ведёт к развитию как творческих, так и логических способностей.
Перевод Виктора Кабанова

Оригинал перевода: gostart.ru
20 МАЯ / 2009

Автор: Ричард Бозулич