Игра Го и развитие детей

Игра Го интересует ученых из самых разных областей человеческого знания. Математики, социологи, антропологи, историки, специалисты по информационным технологиям и, конечно, нейробиологи с психологами изучают Го с позиций своих научных дисциплин. Проводятся различные исследования, пишутся серьезные статьи для авторитетных научных изданий. Однако в нашей стране об этих работах почти ничего не известно. Сегодня мы расскажем о нескольких исследованиях, связанных с изучением влияния занятий игрой Го на развитие мышления у детей.

Вообще, если говорить о нейробиологических и нейропсихологических исследованиях, они делятся на две основные группы. Первая старается ответить на вопрос «что происходит»: как работает мозг игрока во время партии; в чем различия между мозгом профессиональных игроков и новичков; изменяется ли сам мозг в процессе занятий. Вторая группа исследований старается ответить на вопрос «как применять»: можно ли использовать игру Го не только для развлечения, но и для достижения какого-то полезного результата? Здесь есть два основных направления: развитие мышления у детей и помощь пожилым людям, например, пациентам с болезнью Альцгеймера. Согласитесь, если занятия Го могут улучшить состояние тяжелобольных людей, не прибегая к медикаментам с серьезными побочными эффектам, это отличная новость! Впрочем, об этом мы расскажем в следующей статье, а сегодня в центре нашего внимания - дети.

Нам удалось найти и изучить пять исследований, проведенных в разное время в разных странах. Мы постараемся рассказать о результатах просто и понятно, не прибегая к сложной научной терминологии. Если же вас заинтересуют детали, в конце нашего обзора приведен список оригинальных научных статей.
Япония
В 2006 году Японская Ассоциация Го (Нихон Ки-ин) решила провести собственное исследование влияния занятий Го на детей. Для этого они обратились к всемирно известному японскому нейробиологу - профессору Кавасиме Рюте из Университета Тохоку. Профессор Кавасима сам по себе - очень необычный человек, настоящий трудоголик и фанат своего дела. Чтобы вы смогли представить себе масштаб его увлеченности нейробиологическими исследованиями, мы расскажем о нем немного подробнее.

В 2005 году компания Nintendo выпустила специальные игры для тренировки мозга, основанные на исследованиях профессора Кавасимы. По условиям его контракта, половина роялти (авторских отчислений) поступает его университету, а половину он забирает себе. К 2008 году выплаты составили 22 миллиона долларов! Однако вместо того, чтобы купить себе тропический остров и отойти от дел, Кавасима вложил свою часть в финансирование собственных научных исследований, а также строительство и развитие новых лабораторий. Одна обошлась ему в 3 миллиона долларов, вторая - в 4 миллиона. Конечно, все это не очень понравилось его семье. На что Кавасима ответил: «Хотите денег? Пойдите и заработайте!». Вот такой необычный человек, все свое время посвящающий научным исследованиям.
Совместное исследование Кавасимы и Нихон Ки-ин проходило больше года - с января 2006 по апрель 2007. В эксперименте участвовали ученики обычной японской начальной школы, с 1 по 5 класс. Чтобы исследование было достоверным, отбирали детей, которые до этого ничего не знали об игре. Затем дети начинали заниматься Го с преподавателем из Японской ассоциации. Курс длился 3 месяца, по одному занятию в неделю продолжительностью 1 час. В группе было 30-40 детей, поэтому в общей сложности за год в исследовании приняли участие 130 учеников разного возраста. Перед началом курса и по завершении дети проходили несколько психологических тестов, которые оценивали их интеллект, кратковременную память и общий уровень когнитивных функций. После обработки полученных данных исследователи обнаружили, что результаты тестов значительно улучшились.
Это исследование стало первым достоверным подтверждением эффекта занятий игрой Го на развитие детей. Однако само исследование имело один большой «подводный камень»: хотя выборка была достаточно большой (130 участников), в исследовании не было контрольной группы, с которой можно было бы сравнить результаты тех, кто занимался Го. Может быть, это вовсе не Го повлияло на мышление, а какой-то другой фактор? Прояснить ситуацию помогли исследования корейских ученых.
Южная Корея
Корейцы провели три исследования воздействия занятий игрой Го на детей, используя разные методы: тесты, опросники и изучение электроэнцефалограмм участников (ЭЭГ). ЭЭГ - это регистрация электрической активности мозга, которая позволяет получить объективные данные о работе разных участков и мозга в целом. Дизайн корейских исследований тоже был построен гораздо лучше: помимо основной группы испытуемых, обязательно была и контрольная группа. Первый эксперимент состоялся в 2008 году, почти сразу после публикации результатов японского исследования. Корейские ученые Ким Бароми и Чо Бок Хе изучили 68 детей в возрасте 5 лет: 36 малышей в экспериментальной группе и 32 - в контрольной (Kim, 2010). Курс занятий Го был более продолжительным, чем у японцев, а интенсивность занятий - более высокой: дети изучали игру на протяжении 7 месяцев, 3 раза в неделю. Исследователи использовали три вида тестов. Первым был K-WPPSI, корейская версия теста Векслера, популярного инструмента для изучения уровня интеллекта у дошкольников. Вторым стал менее известный CPS - Creative Problem Solving, оценивающий способность к решению сложных задач нестандартными методами. Третьим был знаменитый «Зефирный тест», или тест на отложенное вознаграждение, который оценивает способность к самоконтролю. Сравнение результатов участников эксперимента и контрольной группы показало, что дети, занимавшиеся Го, демонстрировали более высокий уровень интеллектуального развития, способности творчески решать сложные задачи, выдержки и терпения.
Здесь необходимо сказать, что результаты «Зефирного теста» были опровергнуты в 2018 году. В чем состоит сам тест? Ребенку предлагают выбор: получить одну зефирку немедленно или потерпеть 15 минут и получить две. Долгое время считалось, что есть прямая зависимость между выбором ребенка и его успешностью через много лет. По крайней мере, именно такая картина наблюдалась у участников самого первого «Зефирного теста», который провели в Стэнфорде в далеких 1960-х. Те, кто соглашался потерпеть, в будущем добивались более высоких результатов, чем нетерпеливые дети. Результаты эксперимента привели к созданию множества красивых и стройных теорий, связывающих силу воли и жизненный успех. Однако в 2018 году повторно проведенный эксперимент показал, что дело здесь не в терпении как таковом, а в социальном положении детей: малыши из бедных семей чаще брали зефир сразу, а из более состоятельных - ждали. Неудивительно, что и спектр возможностей для достижения успеха в жизни у них был разный. Так что делать далеко идущие выводы по простой зефирке все-таки не стоило.

Тем не менее, «Зефирный тест» вовсе не бесполезен. Возвращаясь к корейскому исследованию, надо понимать, что в данном случае значение имело не влияние результатов на будущие карьерные перспективы, а нечто иное. Важно было сравнить результаты одних и тех же детей до занятий Го и после. А здесь как раз был зафиксирован прогресс: дети стали более терпеливыми. То есть не в сравнении с другими, а с самими собой до начала занятий.

Второй эксперимент был проведен в 2010 году. К сожалению, найти полный текст статьи нам не удалось, доступно лишь краткое описание методов и результатов (Ahn, 2010). В данном случае ученые изучали активность мозга и эмоциональные реакции с помощью электроэнцефалографии. Занятия Го велись на протяжении целого года, а ЭЭГ снимали до начала курса и по его завершении. В эксперименте участвовали 40 школьников: 20 в основной группе и 20 - в контрольной. По результатам выяснилось, что у тех, кто занимался Го, активность мозга и контроль эмоций значительно улучшились.
В 2014 году корейские ученые провели еще одно интересное исследование (Kim et al., 2014). Цель - определить, помогают ли занятия игрой Го детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или, по-английски, ADHD). Взяли две группы детей в возрасте от 7 до 12 лет: одна - с ADHD, вторая - контрольная. Всего в исследовании приняли участие 34 ребенка (17 детей с ADHD и 17 детей в контрольной группе). Никто из них до этого не был знаком с игрой Го. Дети с ADHD до этого не принимали никаких медикаментов и не проходили никакой другой терапии (например, поведенческой). Одним словом, идеальные условия, полное соответствие стандартам современных научных исследований.

Обе группы изучали игру Го в течение 16 недель, по 2 часа в день, 5 дней в неделю. Детей обследовали до и после обучения. Опять-таки, тестировали с помощью разных методов и опросников, а также снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Исследование показало, что занятия игрой Го имели следующее воздействие на детей с ADHD:

а) значительно улучшили ситуацию с дефицитом внимания,
б) практически никак не повлияли на гиперактивность,
в) значительно улучшили исполнительные функции мозга,
г) изменили картину на ЭЭГ у детей с ADHD в лучшую сторону.

Относительно последнего пункта надо пояснить, что для ADHD характерны вполне определенные изменения на ЭЭГ. Это объективный диагностический критерий заболевания (в отличие от более субъективных опросников и тестов). После 16-недельного курса показатели на ЭЭГ у детей с ADHD значительно улучшились. При этом в правом полушарии изменения были сильнее. Как пишут авторы статьи, это соответствует результатам предыдущих исследований, которые установили, что в процессе игры в Го больше задействовано правое полушарие.
Суммируя результаты исследования, авторы пришли к выводу, что занятия игрой Го могут рассматриваться в качестве дополнительного или альтернативного терапевтического метода для детей с СДВГ/ADHD.
Украина
Специалисты из Харьковского педагогического университета в конце 2018 года опубликовали интересную статью. Они тоже изучали влияние занятий Го на малышей. По большинству параметров исследование копировало корейские эксперименты, но был один интересный нюанс. Впрочем, о нем - чуть ниже.

В эксперименте участвовали 30 учеников-первоклашек в возрасте 6 лет. Участников разделили на три группы по 10 человек в каждой: «А», «Б» и «В». Группа «А» занималась Го 2 раза в неделю по 50 минут на протяжении пяти недель (всего 10 занятий). С группой «Б» было интереснее: помимо изучения Го, дети во время занятий дополнительно делали физические упражнения. Это и есть «фишка» исследования. Группа «В» была контрольной и в Го не играла, а занималась по программе продленного дня.

Занятие в группе «А» длилось 50 минут. 10 минут уходило на решение задач, 35 минут - на игру, еще 5 минут - на определение рейтинга и «обратную связь» от преподавателя. Группа «Б» занималась немного иначе. Общая длительность урока тоже составляла 50 минут, однако распределение времени было иным. 10 минут уходило на решение задач, затем 15 минут - на игру. Потом ученики делали паузу и 5 минут занимались физическими упражнениями («физкульт-пятиминутка»), а потом еще 15 минут играли в Го друг с другом. Как и в группе «А», последние 5 минут урока преподаватель отводил на определение рейтинга и «обратную связь». Группа В, как уже говорилось выше, в Го не играла, а занималась по обычной программе «продленки».

Чтобы оценить прогресс в развитии мышления детей, исследователи использовали два теста: известный тест Шульте и специальную компьютерную программу, которая исследовала скорость реакции. Сравнение результатов прохождения тестов до начала курса и после него показало, что показатели детей из групп «А» и «Б» после занятий Го стали значительно лучше, чем у детей из контрольной группы. Причем результаты теста на скорость реакции были выше у группы «Б», которая дополнительно занималась физическими упражнениями.
В англоязычной версии статьи есть один интересный момент, которого нет в оригинальной статье на украинском языке. Когда сам эксперимент закончился и учебный год подошел к концу, исследователи опросили классных руководителей. Оказалось, что дети из групп «А» и «Б» показали более высокую успеваемость, чем их одноклассники, которые не участвовали в эксперименте. Они выполняли не только стандартное домашнее задание, но и все дополнительные. Учителя отмечали, что дети, которые играли в Го, были более выносливыми в психологическом плане и эмоционально стабильными, чем их сверстники. Те, кто не занимался Го, к концу учебного года были психологически вымотаны и с трудом концентрировались на занятиях.

Здесь мы хотели бы сделать еще одно замечание. В 2018 году вышло исследование, которое показало положительный эффект коротких перерывов с выполнением физических упражнений на эффективность обучения (Fenesi et al., 2018). Оказывается, «физкульт-пятиминутки» во время лекций помогают студентам лучше усваивать и запоминать материал. В исследовании участвовали три группы студентов: первые делали паузы для выполнения физических упражнений, вторые во время перерыва играли в видеоигры, а третьи вообще не делали перерывов. Оказалось, что физическая нагрузка помогала лучше фокусировать внимание, а значит, воспринимать и запоминать информацию. Так что идея украинских исследователей добавить физкультурные паузы в занятия Го имеет смысл и может пригодиться многим детским тренерам.
Россия
Когда мы заканчивали работу над статьей, появилась информация об исследовании, которое проводили в нашей стране на протяжении трех лет. Школьники из Магадана тоже занимались игрой Го и, как и дети из других стран, показали значительный прогресс. Детали эксперимента пока неизвестны, однако в ближайшее время ожидается появление развернутой статьи, написанной организаторами исследования.
Несомненно одно: занятия игрой Го способствуют развитию детей. Игра тренирует память, внимание, выдержку и самоконтроль, счетные и аналитические способности, логическое и абстрактное мышление. И если раньше родителям приходилось верить детским наставникам на слово, то теперь у нас есть надежные свидетельства, полученные учеными из разных стран.

Завершить статью мы хотели бы цитатой из книги прославленного мастера игры Го Тё Тикуна «Магия Го»:
«Один из важнейших навыков, которые Го дает детям - способность концентрироваться. Концентрация на игре - следствие удовольствия от процесса. Более того, сосредотачиваясь, анализируя множество вариантов и их последствия, они проявляют чудеса памяти и максимально напрягают умственные способности. Во время игры им приходится представлять в уме, как могут развиваться события на доске, отслеживать множество анализируемых вариантов и, наконец, выбирать ходы на основе этого анализа. Трудно найти другое занятие, в котором дети использовали бы свои умственные способности столь интенсивно, и при этом получали такое удовольствие».
Что здесь еще добавить? Играйте в Го!

Ссылки
  1. Kim Baromi, Cho Bok Hee, The Effect of the Baduk Play Activity Upon a Child's Intelligence, Problem-solving and Delay of Gratification, 2010, DOI: 10.5934/KJHE.2010.19.2.245
  2. Ahn Sang-Kyun, Bak Ki-ja, Seong Soo-Hyun, A study on the effect of the brain activation and emotion by child Baduk study, 2010 DOI: 10.5762/KAIS.2010.11.4.1436
  3. Kim Se Hee, Han Doug Hyun, Lee Young, Kim Bungnyun, Cheong Jae Hoon, Han Sang Ho, Baduk (the Game of GO) Improved Cognitive Function and Brain Activity in Children with Attention Deficit Hyperactivity Disorder, 2014, DOI: 10.4306/pi.2014.11.2.143
  4. Kozina Zh. L., E. Abrosimov, D. Safronov, L. Peretyaha, T. Dovzhenko, N. Bugayets, Development of cognitive and neurodynamic function of 6-year-old children using the integrated application of the game of Go and exercise of game character, 2018, DOI: 10.7752/jpes.2018.04373
  5. Fenesi B., Lucibello K., Kim J., Heisz J., Sweat So You Don't Forget: Exercise Breaks During a University Lecture Increase On-Task Attention and Learning, 2018, DOI: 10.1016/j.jarmac.2018.01.012
  6. Go improves the ability to think, https://www.nihonkiin.or.jp/teach/kounou/
07 АПРЕЛЯ / 2019