Потому что это максимально точно отражает наше личное восприятие Го.
Осенью 2006 года я размышлял о названии для небольшого клуба, который организовал для друзей и учеников. Критерии просты: название должно быть кратким и емким, чтобы отразить меня как:
Кроме того, название должно было стать моим девизом и выражением Го как духовного боевого искусства (об этом - в отдельной статье).
«Путь Деревянного Меча» (BokenDo) стал моим ключом. Что такое бокен? Это деревянный меч, который используют во время тренировок в восточных единоборствах. Они немыслимы без бокена, ведь ученики не должны поранить друг друга во время схватки. Таким образом, деревянный меч - это обязательный атрибут ученика.
С другой стороны, это также и атрибут истинного Мастера. Знаменитый японский мастер меча Мусаси Миямото, одержавший победу в более чем шестидесяти поединках, достиг такого совершенства, что сражался деревянным мечом. Бокен - символ полного круга: ученик становится учителем и вновь возвращается в состояние ученика. Это дзэн в своем истинном проявлении.
Есть и третий аспект, наиболее важный. Что может быть более иллюзорным, чем партия в Го? С одной стороны, это яростная схватка, открытое противостояние игроков, но переносить игровые эмоции в реальную жизнь попросту глупо. Как много людей, в особенности в западном мире, не в состоянии мгновенно выйти из партии, осознать, что игра - это лишь схватка на деревянных мечах. Именно в этом непонимании берут свое начало неуважение к партнеру, стремление выиграть всеми возможными способами, чересчур сильные эмоции и страх поражения. Человек боится потерять все при том, что в действительности не рискует вообще ничем. Положим, я выиграл с большим преимуществом у человека вдвое старше себя. Делает ли это меня умнее, опытнее, состоятельнее в жизни, чем он? Должен ли я гордиться собой и презирать за слабость партнера? Может, стоит увидеть в нем себя самого два-три месяца назад? Вспомнить отрезок пути, пройденный с тех пор? Порадоваться собственному продвижению по Пути Го, отметить свое новое понимание искусства? Пожелать партнеру успехов, завязать с ним знакомство и, кто знает, не станет ли он в свою очередь для меня учителем в совсем иной области?
Деревянным мечом нельзя убить, но можно сломать руку. Схватка призрачна и вместе с тем абсолютно реальна. Однако бой кипит лишь в тренировочном зале, и, едва выйдя за порог, мы убираем бокен в чехол и отправляемся по домам. Что сказать о человеке, набросившемся на спарринг-партнера в раздевалке? Потенциально опасный для окружающих дурак, не умеющий контролировать эмоции.
Проигранная партия может стать гораздо более сильным стимулом учиться еще настойчивее, еще решительнее, нежели победа: читать книги, решать задачи, проигрывать снова и снова, спокойно дожидаясь следующего скачка в понимании игры. А выигрыш расслабляет, создает призрачную уверенность в неуязвимости. Приятно почивать на лаврах, верно? И именно поэтому победа должна стать сигналом: удержись на этой высоте и иди вперед. Неважно, как давно ты вышел в путь и как быстро продвигаешься, важно, куда ты дойдешь.
Возможно, самым полезным из всего, полученного от Го, стала именно способность переключаться между игрой и реальностью, между сознанием учителя и сознанием ученика. Понимание это не далось легко. Учить других и учиться самому, сдерживать себя и смотреть на партию как бы со стороны, не допуская поспешных необдуманных ходов, наслаждаться в равной мере и игрой, и общением вне доски с недавним противником - вот Путь Деревянного Меча.