Возможно, по-настоящему важно не право черных первыми начать игру, а способность белых находить наилучшее опровержение, восстанавливающее нарушенное равновесие. Игра без коми предполагает одни стили, игра с коми - другие. Настоящее мастерство проявляется в умении действовать наилучшим образом в любых обстоятельствах. Как замечательно сказано в «Хагакурэ»: «О том, хорош человек или плох, можно судить по испытаниям, выпадающим на его долю. Удача и неудача определяются нашей судьбой. Хорошие и плохие действия - это Путь человека». Нельзя игнорировать очевидный факт, что по ходу игры лидер может смениться не один раз. Партии, в которых одна из сторон доминирует на доске от начала и до конца, можно пересчитать по пальцам. Обычно это свидетельствует о существенной разнице в силе игроков.
Наконец, помимо чисто практических существуют и философские аспекты проблемы. Если рассматривать Го как боевое искусство, открывается множество интересных аналогий. К примеру, если приравнять партию к поединку, то игра на форе весьма приблизительно напоминает противостояние закованного в латы воина и Мастера, вооруженного лишь мечом и своим умением: успех теперь зависит от способности выверенными движениями наносить удары в уязвимые точки доспеха.
Использование дробного коми лишает нас возможности закончить партию вничью, проявив равное мастерство. Происходит искусственное нарушение гармонии, баланса. В книге Ошо «Дзен. Его история и учения» есть такое место: ...Говорят, что иногда в Японии случалось так, что противниками становились два человека, которые оба достигли сатори (просветления) благодаря фехтованию. Ни один из них не может проиграть. Ни один не может победить, потому что они оба никогда не ошибаются. Прежде чем один из них атакует, второй уже приготовился к тому, чтобы отразить нападение. Прежде чем меч второго поднимается, чтобы отрубить голову первого, тот уже приготовился к удару и готов его отразить, и то же происходит с его противником. Два мастера дзен, которые достигли сатори, могут сражаться годами, но ни один из них не сможет ошибиться. Ни один не сможет проиграть, и ни один не сможет стать победителем...
Разумеется, это абстракция самого высокого порядка, идеал, вечно манящий и вечно недостижимый. Дробное коми, однако, не оставляет нам никаких шансов приблизиться к такому уровню мастерства. Но, видимо, в современном мире считается, что дзиго (ничья) - это и не результат вовсе, ибо в любой схватке один - обязательно winner, а другой - обязательно loser. Весьма спорная точка зрения, ведь настоящий поединок может закончиться и равным результатом. Существует знаменитая легенда, известная каждому любителю Го:
«Однажды знаменитый Миямото Мусаси, величайший фехтовальщик Японии, путешествовал по провинциям своей страны в поисках достойного соперника. На перекрестке проселочных дорог он издалека заметил идущего навстречу ему самурая. По его осанке и манере движения Мусаси сразу понял, что перед ним превосходный фехтовальщик. И чем ближе он подходил к нему, тем более он убеждался. что не ошибся. Судя по могучей внутренней энергии, перед ним был сам Ягю Дзюбэй - личный наставник императора, лучший фехтовальщик при столичном дворе.
Так встретились два знаменитых мастера, знавших друг друга только заочно. Один всю жизнь странствовал по отдаленным местам, постоянно вступая в поединки и участвуя в битвах, другой отстаивал звание лучшего в столице, и тоже постоянно участвовал в поединках. Оба никогда не терпели поражения.
Они прошли мимо, даже не взглянув друг другу в лицо, а лишь оценивая энергетическую наполненность друг друга. Пройдя с десяток шагов, они обернулись одновременно.
- Вы - Миямото Мусаси? - спросил Ягю, и Мусаси поклонился.
- А вы, конечно, Ягю Дзюбей? - и Ягю поклонился в ответ. И больше они не проронили ни слова. Они стояли друг напротив друга, ощущая тяжесть своих гибких мечей, готовых в любой момент вырваться наружу. Затем они оба синхронно свернули и пошли по дороге, пересекающей их путь. Дорога привела их к деревенской гостинице. Они вошли внутрь, и уселись за стол.
Когда хозяин увидел, что к нему вошли два самурая, готовых выхватить клинки в любой момент, он принял мудрое решение и принес им комплект Го. Самураи молча принялись играть.
Сделав несколько ходов, они на сверхсознательном уровне поняли особенности стратегии друг друга, и пришли к выводу, что их духовная сила одинакова. Так же молча они прекратили играть, вернулись к своему перекрестку, и пошли каждый своей дорогой.»
Глубинная суть философии Го в том, что необходимым является стремление к балансу и гармонии, а любое отклонение от них или неумение восстанавливать их приводит к краху позиции одной из сторон.
Возможно, кто-то скажет, что в Го при одинаковом уровне мастерства преимущество первого хода неизбежно проявит себя, принеся победу черным. В этом случае у меня есть просьба: пожалуйста, покажите мне хотя бы одну партию, в которой ни один из соперников не ошибся. Найдите в обширных базах партию, в которой ни один из ходов не вызвал бы сомнений и не был бы оценен профессионалами как спорный, слишком медленный или чересчур динамичный, дающий преимущество одной из сторон. Более того, пока Го не поддается решению перебором с помощью компьютера, мы даже не можем сказать, насколько верны наши теоретические разработки в области фусэки. Да, они эффективны, но при игре с человеком! В шахматах сложилась курьезная и вместе с тем угнетающая ситуация. Развитие компьютерных программ показало, что оценки ведущих гроссмейстеров часто ошибочны. Там, где человек, опираясь на опыт, видит бесконечное число вариантов и затяжную борьбу, машина, опираясь на расчет, показывает быстрый и незамысловатый путь к победе.
Есть и еще один аспект проблемы. Применение коми низводит такую важную часть партии, как нигири, до уровня простой формальности. Коми выражает простое человеческое желание во что бы то ни стало устранить любые случайности, получив возможность победить вне зависимости от доставшегося нам во время нигири цвета. Но ведь в поединках кто-то вынужден атаковать первым! Если противники будут стоять на месте и смотреть друг на друга, схватка попросту не состоится. Возможно, сражение в Го начинается раньше, чем мы привыкли думать. Интересный разговор состоялся у меня однажды с Дмитрием Малютиным. Дима рассказывал о своем опыте игры в нарды с Андреем Степановым. Как известно, в нардах большое влияние имеет элемент случайности, многое зависит от удачи, а конкретно от того, сколько очков выпадет на кубиках. Часто в позиции возникает ситуация, когда требуется выбросить вполне определенную числовую комбинацию. Казалось бы, если речь не идет о мошенничестве, результат никак не зависит от игроков, однако Дмитрий сделал интересное наблюдение: сильный духом или намерением игрок как будто обретает способность воздействовать на результат, «притягивая» удачу при собственном броске кубиков или «блокируя» выпадение критически важной комбинации у противника. Он связывает противника по рукам и ногам, не давая проявиться его тактическому умению, поскольку каждый раз у него выпадает неподходящая комбинация очков. Появляется ощущение, что поединок проходит не только на доске, но и на более высоком уровне. Быть может, и в Го нигири - не простое техническое действие, привносящее досадный элемент случайности, а проявление чего-то большего, пугающего своей неопределенностью и неподвластностью, именуемого Судьбой?...Как знать. В любом случае, размышления на эту тему, на мой взгляд, важны и полезны, потому что помогают глубже понять самих себя, определить свою позицию по фундаментальным вопросам. Верим ли мы в суровый и неизбежный рок? Или, напротив, то, что мы привыкли считать не зависящим от нас, на самом деле управляется нами в гораздо большей степени, чем мы думаем? Что до меня, то я солидарен с Томасом Джефферсоном: «Я твердо верю в удачу и вижу, что чем прилежнее я работаю, тем больше удачи мне достается.»
Традиционно в конце статьи автор должен сделать некие выводы, подтолкнуть читателей к определенной позиции, вывести мораль. Я же не стану предлагать готовые решения. Моё мнение по этому поводу вы, надеюсь, уже поняли: восприятие Го как боевого искусства лишает коми смысла. Но как относиться к коми, использовать его в дружеских партиях или нет, соглашаться с моими аргументами или отвергнуть их - решать только вам. Предложить еще одну точку зрения на проблему, перевести автоматическое восприятие коми как данности, неотъемлемой части игры, в русло всего лишь одной из возможных интерпретаций - вот цель статьи.