Семь магических законов Го

Много лет назад я прочел замечательную книгу американского инвестиционного банкира Майкла Филлипса "Laws of money" (которую по-русски зачем-то обозвали «Семь магических законов денег» – видимо, для пущей привлекательности). В действительности, никакой «магии» там нет и в помине, автор просто объясняет некоторые важные вещи, связанные с деньгами. Филлипс написал книгу еще в середине 70-х, т.е. он был олдскульным консервативным инвестбанкиром. Как он пишет в предисловии, к созданию книги его подтолкнула беседа с другом-даосом.

Мне показалось, что законы Филлипса превосходно описывают и кое-какие важные идеи игры Го, достаточно лишь заменить слово «деньги» игровыми терминами и понятиями.

Вот оригинальные законы Филлипса:

1. Деньги приходят, когда вы делаете правильные вещи.

2. Деньги имеют свои собственные правила.

3. Нельзя получить деньги, не отдав ничего взамен.

4. Нельзя отдать деньги, не получив ничего взамен.

5. Деньги – это иллюзия.

6. Деньги – это кошмар.

7. Существуют миры, где деньги не нужны.



А вот моя интерпретация этих законов применительно к Го:
1
Сила приходит, когда вы делаете правильные вещи.

Не переживайте по поводу рейтинга, сконцентрируйтесь на тренировках. Делайте правильные вещи: решайте задачи, играйте и разбирайте партии, изучайте дзёсэки и смотрите партии профессионалов. Просто работайте, и сила непременно придёт – а вместе с ней изменится и ваш рейтинг. Важна не цифра – важна сила, стоящая за этой цифрой. Можно искусственно накрутить себе рейтинг, пользуясь подсказками игровых программ, но какой в этом смысл? Первая же честная партия покажет, чего вы на самом деле стоите.

Из интервью семикратного чемпиона Европы Ильи Шикшина для Европейского Го Журнала:

"Когда я был ребенком, у меня не было никаких ожиданий от самого себя.
Я не думал о том, кто был лучше или сильнее. Я не очень расстраивался из-за своих поражений и не думал о первых местах в турнирах. Я просто играл в Го».
2
Игра имеет свои собственные правила.

В игре Го, помимо 10 формальных правил, есть свои внутренние законы, стратегические концепции, закономерности, правильные и неправильные подходы к принятию решений. Задача игрока – стараться постичь эти закономерности, научиться делать эффективные ходы и не делать неэффективные. Как говорил Винни-Пух: «Нужно делать так, как нужно. А как не нужно, делать не нужно». Понимание принципов игры помогает избежать 80-90% бессмысленных и бестолковых ходов. Не игнорируйте философию и принципы Го. И не изобретайте велосипед, а пользуйтесь наработками бесчисленных поколений мастеров игры.
3
Нельзя получить что-то, не отдав ничего взамен.

Го – это игра с нулевой суммой. Если вы что-то получаете, вы обязательно что-то отдаете. Получаете скорость развития – вынуждены поступиться надежностью связей. Стабилизируете группу – можете не успеть занять большой пункт. Бросите незавершённую группу и займёте большой пункт – можете попасть под жесткую атаку. Берёте территорию – неизбежно отдаёте противнику влияние, а если играете на влияние, отдаёте территорию на краях доски. Вы не можете получить КАЖДОЕ очко на доске (если, конечно, вы не мастер «черного пояса», играющий без форы с новичком – тут можно и всю доску сожрать). Той же логике подчиняются и форсирующие ходы – кикаси: нанося удар и получая «бесплатный» камень, вы на самом деле непременно что-то отдаёте противнику (укрепляете его группы, устраняете адзи в его позиции и т.д.). В Го не бывает ничего бесплатного.
4
Нельзя отдать что-то, не получив ничего взамен.

Каждый ход, который вы делаете, будет иметь последствия. Ставя камень на доску, вы принимаете на себя ответственность за эти последствия. Го – это не хаотичное разбрасывание камней там и сям, это постоянные размышления о балансе пользы и вреда. Идея жертвы отдельных камней также укладывается в этот принцип: вы размениваете пожертвованные камни на построение хорошей формы, укрепление своих групп или успешное вторжение в чужую зону.

Решение задач для прокачки технических навыков – из той же оперы: вы отдаёте время, затраченное на тренировку, но получаете способность лучше рассчитывать варианты. Это, кстати, здорово улучшает настроение: если вы отдаете, вы можете рассчитывать на то, что непременно получите результат.
5
Игра – это иллюзия.

Мозг не различает реальную борьбу за выживание, где на кону стоит ваша жизнь, и искусственно смоделированную ситуацию, которой является игра. Именно поэтому начинающие игроки испытывают такие сильные эмоции и с трудом могут с ними совладать. Иногда у начинающих из-за адреналина трясутся руки (в прямом смысле). Очень важный шаг на пути к мастерству и по-настоящему сильной игре – осознание, что вы НЕ РИСКУЕТЕ НИЧЕМ. Это просто игра, вы не проигрываете квартиру, машину или миллион долларов. Вы не лишитесь уважения со стороны других игроков лишь оттого, что проиграете партию (или десять подряд). Нет никаких угроз и реальных потерь. Как только вы осознаёте эту идею, вам становится намного проще сохранять спокойствие, необходимое для поиска по-настоящему сильных ходов и расчета вариантов. То есть понимание иллюзорности схватки помогает играть сильнее. Не забывайте об этом.
6
Игра – это кошмар.

Если вы полностью поглощены стремлением обыграть всех на свете, если вы сконцентрированы на заветных цифрах рейтинга, ваша жизнь в мире Го может превратиться в ад. Вы перестанете получать удовольствие от игры, будете ругать себя за проигранные партии, слишком сильно переживать за свои результаты и отсутствие прогресса. Вы лишитесь мотивации и бросите заниматься, так и не дойдя до «чёрного пояса». Не забывайте: игра – это всего лишь игра. Первая заповедь Го звучит так: «Чрезмерно стремящийся к победе не победит». Не изводите себя, расслабьтесь, и очень скоро вы заметите, что ваша игра улучшилась как по волшебству. Это происходит потому, что вы меньше зажимаетесь, а значит, ищете более интересные варианты, активно экспериментируете и раздвигаете границы своего понимания игры. Если же вы трясётесь над своим рейтингом, как царь Кощей над златом, очень скоро вы зачахнете.
7
Существуют миры, где сила игры не важна.

Можно быть самым сильным игроком на планете, но это не делает вас САМЫМ ЛУЧШИМ ЧЕЛОВЕКОМ на планете. Вы можете быть гроссмейстером, но редкостным козлом. Уважение окружающих, количество друзей и кайф от игры зависят не только от вашей силы, но и от множества других факторов.

А еще очень важно понимать: игрой Го жизнь не исчерпывается. Если вы хороши в игре, это не делает вас спецом в других областях (и вообще не делает вас умным и образованным, интеллектуально и культурно развитым человеком). В мире куча всего интересного, и нет никаких причин ограничивать себя в изучении новых вещей, навыков и умений. Не нужно изводить себя тренировками до полуобморочного состояния и безостановочно «ботанировать». На игре свет клином не сошелся. Сделайте паузу, скушайте Twix. :)

Вот такие «магические» законы Го. Всем добра и хорошей игры!
16 ЯНВАРЯ / 2022

Автор: Павел Авраамов