Зеркало и весы

Избранные фрагменты из книги «Го - самая захватывающая в мире игра», выпущенной Японской ассоциацией Го, и серии статей «Школа Го» знаменитых мастеров Валерия Асташкина и Георгия Нилова.
Игра Го может считаться либо совсем легкой, либо очень трудной. В известном смысле она нетрудная, потому что правила простые. Играющий может свободно класть свои камни на любые места, куда ему захочется, за исключением некоторых запрещенных ходов. Для запоминания всех правил требуется лишь какой-нибудь час. Именно той же самой причиной, однако, объясняется то, что Го считается достаточно трудной игрой: если наши ходы ограничены множеством правил, игра становится менее трудной в силу ограниченности продумываемых вариантов. Итак, мы ни на что не можем полагаться, кроме своих собственных способностей, точно так же как и при рисовании, когда предоставляется полная свобода по отношению к холсту. Следовательно, хотя каждая партия кончается победой или поражением, процесс ее должен вызвать такой творческий подъем, который требуется для создания произведения искусства. Го часто называют «искусством гармонии». Поскольку эта игра является соревнованием за победу между двумя партнерами, эгоцентричный образ мышления часто приводит к самоуничтожению. Нужно все время иметь в виду, что твой партнер выдумывает наилучший ход точно так же, как и ты. Если оба партнера с отличным мастерством сделают все, что возможно, до конца партии, то доска будет покрыта черными и белыми камнями в совершенной гармонии. Такая партия тождественна превосходному произведению искусства независимо от результата: победы или поражения.
"Го - самая захватывающая в мире игра", Японская ассоциация Го
С технической точки зрения можно сказать, что в любом случае может быть только одна принимаемая наилучшая мера, но найти ее без ошибки - это фактически выше способностей человека. Есть поговорка: «Сколько голов, столько и умов». Даже в одной партии Го каждый человек думает по-своему, проявляя специфические особенности точно так же, как при создании художественного произведения. Го в удивительной степени отражает различные признаки человеческого характера, такие, как безрассудно смелый или предусмотрительный, оптимистический или пессимистический, романтический или реалистический. Часто случается, что в процессе состязания обнаруживается множество сложных предрасположений и тонких настроений. Поистине доска является зеркалом человеческого характера. Игра Го может предоставить нам удобный момент для понимания существенных сторон характера того или иного партнера и внезапного пробуждения задушевных отношений с последним. Кроме того, большинство из нас не в состоянии знать самих себя достаточно подробно, но в процессе игры мы часто узнаем скрытые аспекты своего характера. Например, мы можем оказаться такими жадными, что часто проигрываем партию, и тогда мы получаем возможность исправить свой образ действий в повседневной жизни. Есть полное основание верить, что Го имеет большое педагогическое значение, так как оно не только способствует тренировке мыслительных способностей, но и развивает способность заглянуть в душу человека.
"Го - самая захватывающая в мире игра", Японская ассоциация Го
Каждый ход в Го обладает определенной ценностью. Ценность хода можно выразить в очках. Они показывают, насколько будет отличаться результат партии, если игрок пропустит этот ход, разумеется, при условии оптимального доигрывания в обоих случаях. Другими словами, ценность хода выявляется в сравнении с ходом, обладающим нулевой ценностью (пасом). Лучшие ходы в начальной стадии партии имеют ценность около 10 очков, ходы похуже - 9, 8, 7 и т. д. Ценность ходов может колебаться в широких пределах, но к концу игры она постепенно падает и доходит до нуля: в этом случае партия заканчивается. Результат партии определяется разницей набранных игроками очков, что точно соответствует общей разнице ценностей сделанных ходов.

Ценность хода нельзя путать с конкретными очками, которые он приносит. Делая два глаза в большой группе камней, игрок получает всего два пункта территории. Но если он пропустит ход, то результат партии будет резко отличаться, скажем на 100 очков. Чтобы точно определить ценность хода, надо просчитать всю партию до конца, что невозможно. Игроки выбирают ходы, пользуясь целым рядом критериев: принципом баланса, законами гармонии, тактическими особенностями позиции. В игре одинаково плохо быть безрассудно смелым и чересчур нерешительным, чрезмерно жадным и излишне расточительным, слишком активным или пассивным - все это сказывается на выборе хода и в конечном итоге выражается в проигранных очках. Го не терпит крайностей. Это игра, в которой только «золотая середина» может гарантировать успех. Научившись сдерживать свои эмоции в игре, можно научиться сдерживать их и в жизни, и наоборот. Высоко оценивая эту воспитательную роль игры Го, японцы часто говорят: «Го учит человека жить».
"Школа Го", Валерий Асташкин и Георгий Нилов
26 ИЮНЯ / 2007

Автор: Вэйци Фу, Андрей Степанов