История игры Го.
Часть 1:
Истоки Го в Древнем Китае

Предлагаем вашему вниманию перевод главы из книги «Го - больше чем игра» известного западного исследователя и ценителя игры Питера Шотуэлла
Игра Го появилась в Китае, распространившись оттуда в Японию, Корею и Тибет, а далее - по всему миру. Просуществовать столь долго и не погибнуть оно смогло благодаря тому, что власть предержащие использовали Го для самых разнообразных своих нужд. Го стало частью восточной философии, искусства и литературы, а в наше время заняло свое место в бизнес-стратегии, когнитивной психологии, математике и исследованиях в области искусственного интеллекта. Понятно, что охватить столь обширную тему трудно, а потому автор обозначил лишь наиболее интересные и важные моменты, оставив читателям возможность самостоятельно продолжать исследования.

Истоки игры Го в Древнем Китае
Игроки и историки спорили о появлении игры на свет больше двух тысяч лет. Сейчас большинство исследователей считает, что Го появилось никак не раньше 1000 года до н.э. Есть мнение, что игра перестала носить элемент случайности и стала зависеть исключительно от умения игроков в период Чоу, когда шаманы разбрасывали камни по доске, уподобляя ее звездному небу и делая предсказания. Сторонники такой точки зрения указывают на астрологический символизм «звездных пунктов» (хоси) и связь камней с Солнцем, Луной и созвездиями. Кроме того, они указывают на тот факт, что самые ранние литературные упоминания об игре не могут подтвердить ее существования до 750 года до н.э. Более того, нет никаких надежных свидетельств существования игры ранее 2-1 веков до н.э., поскольку древнейшие из сохранившихся досок относятся к периоду Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.)

Однако есть ряд свидетельств, подтверждающих существование игры и в более ранние эпохи, Шанг и Хсиа, 2100 - 1100 до н.э., как о том говорят древние китайские мифы. Недавно китайские археологи раскопали в бывшей столице государства Шанг гробницу и обнаружили в ней рядом с головой и правым плечом одного из скелетов нечто, названное «камнями для игры», а неподалеку - остатки гончарных изделий, датированные 5000 годом до н.э. Их русские товарищи, копавшие в Сибири, в захоронениях шаманов нашли камни, копирующие форму современных китайских - с одной стороны плоские, с другой - выпуклые. Возраст находки - 4000 лет.

Древнейшие китайские мифы утверждают, что в Го играли Желтый Император и легендарный Император Яо (если я не ошибаюсь, именно ему приписывают создание знаменитой «Книги перемен» - прим. пер.). Миф о Яо с высокой долей вероятности может быть основан на реальных исторических событиях.

Миф о Яо и историки эпохи Хань
Древнейшая литературная версия Мифа о Яо содержится в книге, написанной около 290 года до Рождества Христова, т.е. за несколько столетий до составления Хроник Государства Хань. Как гласит предание, Яо спустился с небес около 2200 года до н.э., удачно прихватив с собой календарь, приспособления для гадания и доску для Го вместе с камнями. Обзаведясь несколькими земными женами, он начал обучать игре своего старшего сына Тан Чу, ставшего лучшим игроком при дворе. Некоторые мифы утверждают, что Тан Чу, в дополнение к своим выдающимся игровым способностям, имел непокорный и склочный характер, видимо потому, что в спину ему дышали младшие братья и другие папины жены, претенденты на трон. По другой версии, все свое время Тан Чу тратил на игры с друзьями и в остальном толку от него было немного. Так или иначе, Яо передал трон своему другу и советнику Шуну, простому крестьянину. Был ли Яо обманут Шуном или просто считал сына никчемным - не сказано. Тан Чу бежал, нашел союзников и в конце концов погиб в боях за свое наследство, а Шун основал династию Ся.

Долго считалось, что Миф о Яо был сочинен историками периода Хань, игравшими в Го, и намеренно вставлен в хроники, чтобы придать их любимой игре достоинство и возраст, которыми она на самом деле не обладала. Однако есть повод усомниться в такой точке зрения. Ханьские историки в основном выполняли по поручению императора одну задачу: «перекраивали» историю периода Яо под конфуцианскую мораль, утверждавшую высшей добродетелью почтение к семье и императору. Они подлатали образ двора Яо, чтобы он больше соответствовал бюрократическому устройству двора Хань с присущими ему интригами и борьбой за права наследования. Фактически, их хроники имели лишь одну цель - учить конфуцианской этике и модели поведения. А игра в Го для истинного последователя Конфуция того времени, по крайней мере публично, была делом предосудительным. Старик Конфуций считал Го занятием чуть лучшим, чем «ничегонеделание с набитым пузом». Его последователь Менциус называл Го «искусствишком» и порицал его, ставя в один ряд с пьянством, азартными играми и «забыванием своих родитиелй». Другой писатель эпохи Хань придерживался еще более жесткой позиции и описывал игру так:
"...Царит такая вольность, что люди ставят на кон одежду и имущество... По ходу игры характеры меняются, честность и корректность презираются, проявляется не только бешенство, но и даже насилие...Решительно, ни в коем случае нельзя отнести Го к Шести Искусствам [Конфуцианства]... Проводить день в праздности бессмысленно, и где разница между выставлением камней на доску и пустым разбрасыванием камней?

Разве есть хоть малейшая связь между доской и провинцией, между тремя сотнями камней и тысячами солдат? Кто тот безумец, что променяет
доспехи на камни и доску?..."
Современные игроки в Го вряд ли поверят, что так могли отзываться об игре, которую они почитают едва ли не священнодействием.

Ханьские историки хотели вложить следующий смысл: игра всего лишь кажется способной научить самодисциплине и духовному равновесию, в то время как справедливо прямо противоположное. Посмотрите, сколь жалким провалом закончилась попытка Яо обучить сына «прославленной модели добродетели». Надо заметить, что мораль истории о Го была столь поучительна, что они ее прокрутили трижды с разными царями разных периодов. (Прямо вижу, как Питер Шотуэлл улыбался, заканчивая эту фразу:) - прим. пер.).

В следующей части - рассказ об истинном возрасте игры и противостоянии Темной школы Даосизма и конфуцианства.
12 ИЮЛЯ / 2007

Автор: Павел Авраамов