Одна из трудностей, связанных с изучением Мифа о Яо, заключается в том, что существует множество версий этой легенды, часто противоречащих друг другу. В такой ситуации довольно трудно определить, что было, а чего не было. Некоторые версии упоминают Го и отречение Яо от престола в пользу Шуна, оправдывая притязания Тан Чу на трон отца, другие версии о Го не упоминают, а в ряде случаев отсутствуют упоминания обо всех этих событиях вообще.
Тем не менее, структурные антропологи (не знал о таких раньше - прим. пер.) убедительно показали, что в оригинальном виде Миф О Яо является отражением борьбы сил природы: Яо (небеса) и Шун (земля) объединяются в попытке укротить Тан Чу (вода, неистовые воды разлившейся Желтой Реки Хуанхэ). Первая попытка - обуздание воды с помощью грубой силы и возведения дамбы - окончилась провалом и прорывом плотины. А вот вторая увенчалась успехом: была прорыта сеть дренажных канав, похожая на доску для Го. Такая версия может быть весьма похожей на правду, поскольку китайцы представляли себе Китай плавающим на воде священным квадратом, разделенным на части девятью вертикальными и девятью горизонтальными линиями - так же, как и доска 9х9, на которой учатся начинающие игроки.
Более того, акупунктура и Фэн Шуй начали развиваться как раз в эпоху Шанг. Вполне возможно, что выставление камней в пересечения линий для получения территории и влияния во многом было подобно блокированию, накоплению и высвобождению перетекающей энергии ци на квадратной доске, имитирующей Землю.
Кроме того, Го известно как «игра на окружение» (один из известных в России вариантов названия - облавные шашки - прим. пер.), а именно окружение составляло основу военных техник Древнего Китая, истоки которых - в стратегиях охоты, применявшихся начиная с пятого тысячелетия до н.э. Зверей окружали и лишали подвижности набрасыванием сетей, после чего заколоть животное было нетрудно. С давних пор охота и ведение войн описывались в одних и тех же терминах - хороших и плохих построениях людей.
Эти доводы хорошо перекликаются с теориями, предложенными Вимом ван Бинсбергеном (Win van Binsbergen), который работал с разными видами игры Манкала и ее африканскими и ближневосточными родственниками. Он предположил, что игры, основанные на принципах охоты, стали частью революционных изменений в представлениях о Пространстве и Времени, происходивших во времена неолита, когда земледелие вытеснило охоту, став основным источником продовольствия. Игровые доски стали отражением появившихся полей, окруженных сетью оросительных каналов, которые наполнялись водой и использовались для полива, требуя защиты от животных и наводнений. Изменения в ландшафте потребовали замены старой местной власти и старых космологических представлений новой централизованной политической системой, включавшей в себя в том числе и управление временем с помощью календаря, гадания и письменности.
В таком разрезе образ небожителя Яо, спустившегося на землю с календарем, приспособлениями для гадания, квадратной, земной и очень матриархальной доской для Го, а также способами защиты от наводнений, становится образом символического защитника Земли. В то же время в игре и сознании произошел переход от преследования и захвата к приобретению территории, ставшему символом успеха при новом порядке, а наличие времени для игры окончательно отделило правителей от подданных. Так что восстание Тан Чу и его союзников можно рассматривать как сопротивление этим переменам в целом.
У появления Го в Мифе о Яо может быть дополнительное значение. Учитывая положение, в котором были найдены камни в раскопанной гробнице (между головой и правым плечом останков), можно сделать предположение, что Го было игрой духовной, но не в том смысле, как принято думать. В отличие от китайской игры в кости Лиу Бо, также упоминаемой в ранних мифах и искусстве Китая, Го известно как одна из первых в мире стратегических игр и как древнейшая игра, оставшаяся неизменной с момента своего появления. Судьба чьих-то личных камней не была окутана завесой тайны и не подчинялась воле богов, но была плодом стратегических размышлений во времена, когда религиозные представления проникали практически во все аспекты жизни. Возможно, не стоит примешивать религиозные мотивы к появлению Го. Может быть, вы учились играть так же, как и самые первые в мире игроки: дождливым днем в Древнем Китае некто перебирал камни, а другой положил доску на землю и сказал: «Я хочу выиграть эти камни. Сыграем партию?». И может статься, что религиозные толкования появились значительно позже, не без помощи пап и мам игроков. (Наслаждаюсь тонким английским юмором Шотуэлла, жаль, его трудно сохранить в переводе - прим. пер.)