Го является священной игрой еще в нескольких смыслах. Во-первых, почти всегда в традиционных обществах азартные игры рассматриваются как священнодействие. Так, в Индии игра в кости, которую ведут Шива и Парвати, является причиной всех событий во вселенной. Рассматриваемый с этой точки зрения, Тан Чу становится первым в мире игроком и легенда о нем напоминает мифы североамериканских индейцев, где боги-игроки спускаются на землю, дабы научить людей новым играм. В конце концов, проигравшись в пух и прах, продав сперва детей и жен, а затем и самих себя в рабство, люди призывают на помощь других богов, чтобы в союзе с ними восстановить порядок. Обычно эта темная сторона Го остается в тени, однако азартная составляющая игры всегда была частью культуры Востока, да и сейчас присутствует, что весьма красочно описано в романе «Первый Кю» Сун-ва Хон.
Однако конфуцианство возражало против Го не только из-за его азартной составляющей. Существовали гораздо более глубокие философские причины, по которым историки эпохи Хан заняли подобную позицию. Корень - в противостоянии Конфуцианства в целом с его моральными устоями и представлениями о долге и Даосизма с его релятивистской точкой зрения. В особенности это проявлялось в отношении Темной Школы Даосизма, расцветшей между 500 и 300 годами до н.э. Именно в этот период воины-мыслители вроде Сунь Цзы создали «философию действия», которая эффективна до сих пор и была основой всех китайских восстаний во все времена (в том числе и в наши дни, что наглядно показывает противостояние правительства Китая и религиозного движения Фалун Гонг). (Странная там сложилась ситуация. Пока я искал в Интернете правильный перевод названия организации, наткнулся на ряд статей по этой теме. Больше всего меня поразило сообщение «Фалун Гонг захватило спутник» - раньше я о таком читал только в фантастических романах. Пару заметок решил выложить в разделе «Статьи НЕ о Го». Прошу прощения за столь длинное отступление - прим. пер.).
В целом Даосизм придерживается такой точки зрения: все есть изменение, ничто не является постоянным, а путь к победе ( и успеху в жизни) заключен в способности управлять силами инь и ян себе на пользу с минимальными усилиями, что и демонстрирует Го.
Забавно: сторонники Конфуция поддерживали феодальных властителей эпохи Воюющих Царств, но именно даосы придерживались идеи единой империи, которая принесет мир народам. Первая империя, созданная в 225 году до н.э. Цинь Ши Хуаном (тем самым, что позднее возвел Великую Китайскую Стену), появилась на свет благодаря стараниям министров-даосов и их стратегии. Однако как только государство Хан объединило Китай в 206 году до н.э., вскоре после распада первой империи, интересы правителей немедленно потребовали пропаганды Конфуцианства с его неизменными принципами верности и преданности вассала повелителю. Историки эпохи Хан быстро надели намордник на идеи даосизма, и большинство даосских текстов, 70% из которых составляли тайные военные трактаты (включая знаменитый Дао Дэ Цзин), были преданы забвению (это привело к тому, что не только подлинность, но и само их существование вызывали большие сомнения, и лишь находки археологов в течение последних 30 лет смогли эти сомнения рассеять). Возможно, именно это стало причиной столь малого числа ранних упоминаний о Го, которое с самого начала (и тому есть надежные свидетельства) ассоциировалось именно с Даосизмом. Бесспорно, стратегия Го аналогична взглядам даосов на жизнь в целом.
Здесь заканчивается рассказ о ранних этапах развития игры. В следующей части - история игры Го в средневековом Китае.