История игры Го.
Часть 5:
Го в Тибете,
Монголии и Сибири

Откровенно говоря, это не самая захватывающая часть рассказа об истории Го, однако для полного представления об истории Го в древней Азии эти подробности не будут лишними.
"...Многие поклоняются козе и барану как божеству и верят в шаманизм.
Люди не различают времен года, но считают началом года время сбора вереска.
Го, азартные игры, игра на трубе и ударных инструментах -
вот их основные игры. Они никогда не расстаются с луком и мечом, почитают молодость и с пренебрежением относятся к старости."
Так писал о жителях Тибета китайский дипломат в VIII веке н.э., когда тибетские племена совершали частые набеги на Китай. С тех пор в Монголии, соседнем Тибете и пещерах Дунхуан вдоль Великого Шелкового Пути было найдено множество артефактов, имеющих отношение к Го, включая древнейшую сохранившуюся картину.

Предания об игре сохранились в древних тибетских хрониках. Например, существовали духи по имени Хадомас, женщины, которые учили тайным доктринам, либо избранные мужчины, перевоплотившиеся в женщин. Предводитель духов обладал красными глазами, головой льва и женским телом. На горе Зари в южном Тибете сохранилась каменная плита с изображением предводителя, играющего в Го со своими последователями. Раз в двенадцать лет, в год обезьяны, местные жители совершают жертвоприношения и обходят вокруг плиты в надежде обрести мудрость и покровительство богов. Тибетские старейшины рассказывают предания, в которых духи Хадомас играют в Го во время бурь под небесами, покрытыми черными тучами. Конечно, побеждает всегда добрый дух.

Согласно другой легенде некий царь посылал попугая в полет по окрестностям и от него получал сведения о происходящем в его владениях. Однажды попугай подслушал разговор о заговоре, во главе которого стояла супруга царя. Повелитель заставил жену сыграть с ним партию в Го и проанализировал словесный поединок, сопутствующий игре. Тибетские словесные поединки выглядели примерно следующим образом:
Это мышь - она прогрызет твой дом насквозь.
Это кот - он поймает мышь.

Это заяц - он пророет под тобой норы.
Это орел - он поймает зайца.
По ответам жены царь понял, что попугай сказал ему правду. Заговорщики были схвачены, царица лишена своего титула, а вся ее семья казнена.

В другой легенде, датированной 600 - 700 годами н.э., когда первые буддисты проникли в Китай из Индии, отец одного мальчика был убит своим врагом. Мальчик рос, полный решимости отомстить, но как решить, настала ли пора убить противника? Его мать дает юноше доску, и, пока женщина распевает мантры, молодой человек играет партию сам с собой, следуя советам своего призрачного двойника. Игра идет на равных, ни одна из сторон не может получить решающего преимущества, но в конце концов белые, за которых играет юноша, «добрая сила», побеждают. Такой результат служит доказательством будущего успеха. Юноша предпринимает попытку убить врага, которая оканчивается успехом.

Это легенда из традиции Бон. Бон - местная дуалистическая система верований, которую буддизм пытался заменить - и потерпел поражение. В отличие от точки зрения «спасительного» учения, коим является буддизм, юноша и его мать не ищут знамения и не пытаются узнать судьбу. Напротив, они стремятся разгадать намерения вселенной. Бог не является чем-то, существующим вовне. Так же, как шаман танцует по воле духа, вошедшего в его тело, камни играют юношей ( Как хвост виляет собакой - прим.пер.).

Но кто же тогда играет черными? В Тибете черный цвет ассоциируется со смертью, темными делами, дикими неприрученными яками, преисподней, тенями, ночью и тьмой внутри тела. Белый являет собой рассвет, горные вершины, свет, звезды, луну, одомашненных яков (помесь с коровами), цвет камней, которые жители Тибета помещают на крыши своих жилищ, и кости - единственное, что остается от человека после смерти. Таким образом, победа черных показала бы, что сейчас «время зла» и надо отложить убийство врага.

В общем, Го прекрасно укладывалось в мировоззрение Бон, однако буддийским монахам было запрещено играть в Го, якобы потому, что игра отвлекала их от занятий и исследований, но на самом деле из-за тесной связи с традицией Бон. Жители тибетских деревень до сих пор полны суеверного страха перед доской и камнями, поскольку шаманы использовали их для предсказания времени смерти человека.

В той же манере была создана легенда о Гесаре, полумифическом полководце, который играл в Го перед принятием важных решений. Существует также история народа Манси (видимо, тех, что жили давным-давно в нынешнем Ханты-Мансийском округе - прим. пер.), повествующая о женщине-шамане Нисан, бросающей камни в чашу с водой, дабы определить подходящее время для путешествия в преисподнюю.

В тибетской и монгольской традициях существует интересная связь между пространством и временем. Игра на традиционной доске 17х17 начинается с того, что на третью линию выставляют 6 черных и 6 белых камней. Эти изначальные камни, называемые в Тибете «пугалами», а в Монголии «собаками», крупнее остальных камней, называемых «крепкими существами». Расположение камней соответствует 12 месяцам и 12 дворцам монгольского города Олмолунгринг - буддистской Шамбалы. Таким образом, доска становится отражением хода времени на земле, как и во множестве других игр по всему миру.

Каждый ход должен быть сделан в пределах двух пересечений от уже поставленного на доску камня. Кроме того, необходимо выждать один ход, прежде чем убить группу или сделать ход в то место, где были съедены камни. Существуют любопытные наказания за потерю углов. Возникли эти правила сами собой или под влиянием буддизма, Бон или других религий - неизвестно и вряд ли удастся выяснить в будущем.

Одна китайская легенда - возможно, древнейшая, упоминающая о Го - отмечает иную связь между игрой и шаманизмом:


"Чанг был музыкантом и собеседником Желтого Императора Хуан - Ти.
Однажды, получив крылья, как у насекомого, он стал «Учителем Хуан - Яй»
и улетел на вершину горы Чанг - Ан, дабы играть в Го."
Одна из любопытных деталей этой истории связана с тем, что упомянутые «крылья, как у насекомого» очень похожи на «тонкие, как паутинка» крылья, которыми обзаводились сибирские шаманы при помощи волшебных грибов. Упомянутая шаманка Нисан во время своих путешествий в преисподнюю также пользовалась крыльями.

К несчастью, до нас дошли лишь редкие упоминания о роли Го в древних верованиях Тибета, Монголии и Сибири, как и отрывочные сведения о ранних периодах существования игры в Китае.

В следующей части мы перенесемся в средневековую Японию.
29 ИЮЛЯ / 2007

Автор: Павел Авраамов