Мастерство мышления в облавных шашках (игре Го)

Статья Бай Сяочуаня в переводе Бронислава Виногродского.
Хуань Тань в тексте "Синь лунь", "Новые рассуждения", говорит:
"В мире есть игра в шашки, и некоторые считают, что она относится к категории военных знаний. Но в высших проявлениях - это способность издалека расслаблять и напрягать, помещать в ситуацию, создавая соединение и окружение. Это высшее мастерство победы в процессе обретения пути. На среднем уровне - это стремление перекрыть, блокировать и посредством соперничества добиться выгоды. В такой борьбе победа и поражение сомнительны, и нужно определять их посредством расчетов чисел. На низшем уровне - это удержание углов и сторон, стремление сделать глаза и тем самым для себя выжить на малой земле".
После эпохи Весен и осеней поколение за поколением появлялись люди, которые рассматривали путь облавных шашек, продвигали его в миру и следовали по нему сами.

Некоторые люди считают, что вэйци - это трата времени и пустое дело. Однако Конфуций говорил:
"Когда наговорился пустых слов, когда от глупых мыслей возникает распутное желание, тогда холод и голод поднимают разбойника. Лучше играть в облавные шашки, которые противоположны этим занятиям. Человек, который играет в шашки, хотя и связан победой или поражением, но отдаляется от славы и выгоды. Тем самым облавные шашки представляют собой прекрасный инструмент для воспитания личности и совершенствования судьбы".
Древние люди считали, что игра в шашки повышает способность стратегичности в мышлении, очищает сознание, совершенствует дух и воспитывает характер, что позволяет контролировать свои состояния. Поэтому говорится, что цинь (музыкальный инструмент), шашки, каллиграфия и живопись существуют вместе (то есть шашки рассматриваются как вид искусства).

Если часто играть в шашки, изучать формы мышления игры в шашки, то это помогает человеку научиться контролировать свое поведение и во взаимоотношениях с закономерностями общественного развития и природы найти естественную гармонию. Эта функция определяется самой формой и правилами этой игры.

В облавных шашках основанием для определения победы или поражения является количество занятой территории. Эта ситуация постоянно смещается во времени, и должна быть связным процессом. Каждый последующий ход должен основываться на предыдущем и быть высоко эффективным. Это является определяющей сутью в шашках.

Постепенно проникая в это знание, у человека усиливается понимание основных законов общественного и природного развития и движения. В этом и есть тайна, которая позволяет использовать шашки для самосовершенствования.
"Шашек 360, белых и черных по половине, они берут за основу Инь и Ян".
Когда говорится, что "берется за образец Инь и Ян", то имеется в виду, что в облавных шашках это основная причина развития изменений. В даосизме считается, что причиной развития Вселенной является противоречие, которое условно определяется как Инь и Ян. Эти противоречия обобщенно изображаются в виде схемы великого предела.
"Шашки строятся на том, что через соответствие своим силам и с помощью мощи контролируется противник. Поэтому расчет определяется внутри, а ситуация создается вовне".
Ситуация - это рельеф распределения. Расчет - это способность просчитывать. Внутри - то есть в сознании. Вовне - то есть на доске. Если контролируешь с помощью силы, то не владеешь собой.

Это подобно тому, как чжоусский У Ван, когда владел Поднебесной, то соответствовал небу и слушал людей. Он был с ними в едином сознании, в единой моральной силе, он правильно соединял свои усилия. Поэтому он сумел победить Великих Шанов. Разве это не есть его исходное сознание? Для того чтобы победить жестокость и помочь народу, разве он не овладел собой полностью?

Когда сидишь и продвигаешься, отступаешь, нападаешь и уничтожаешь, наносишь атаки и бьешь, то все это решается в сердце. Поэтому способен накопить большие силы, делать великое дело и достичь большого успеха. Если игрок обретает эту силу, когда он в схватке с противником, а внутри у него нет определенного замысла, то вовне он тоже не будет способен победить.
"Когда еще не вступил в битву, но делаешь расчет на обретение победы, тогда победа обретается часто. Если не рассчитываешь победить, тогда побед мало. Когда уже вступили в битву, и не знаешь, будет победа или поражение, это значит, что нет расчета. В методах боя говорится: "Тот, кто больше просчитывает, тот побеждает, кто меньше просчитывает, тот не побеждает. Что уж говорить о тех, кто не считает?"
Война очень опасна, поэтому великий и мудрый полководец в первую очередь рассматривает вопрос "как сохранить себе жизнь". Для этого необходимо построить крепкие основания и опоры. Однако целью является победа над противником. Нужно рассматривать вопрос своей безопасности, нужно быть очень строгим в построении своей позиции. Часто, когда мастер еще не сделал никакого движения, посредственный игрок уже сам разрушает самого себя. В древности люди говорили: "Если не осмыслил и не огляделся, а действуешь плотно, то обязательно погибнешь". В шашках происходит так же.

Конечно, необходимо уделять внимание созданию базы, фундамента. Но обязательно есть основание для наступления и для отступления. Когда короткое оружие, то не нужно тратить силы, сильно размахивая. Нужно хорошо владеть механизмом боя, создания захвата и ловли. Как только приходит возможность, ни в коем случае не расслабляй руки, не давай расслабиться противнику. Но не нужно постоянно быть готовым и все время действовать. Просто нужно быстро наносить удары. В Искусстве войны говорится, что нужно "быстро ударять", а не о том, что нужно "хитроумно медлить".

Мао Цзэдун говорил, что цель войны состоит в том, чтобы сохранить себя и уничтожить противника. Если ты можешь сохранить себя, то только тогда ты сможешь уничтожить противника. И если ты уничтожишь противника, то в этом случае ты сможешь сохранить себя. Также построена игра в шашки. Неважно, представляет это локальный расклад, или битву на всей доске, необходимо иметь в виду оба соображения.

В осуществлении плана по сохранению себя необходимо рассматривать те средства, которые могут привести к уничтожению противника или ослабить его. Поэтому начало войны состоит в том, что ты планируешь, каким образом ты должен сохранить себя, и предвидишь основные особенности. Предвидение и предварительное построение замыслов - это основная особенность игры в облавные шашки. Сунь-цзы говорит:
"Победитель сначала побеждает, а потом ищет битву. А побежденный сначала борется, а потом стремится к победе".
К победителю есть два требования: 1) обеспечить безопасность, а потом вступить в бой. 2) овладеть средствами победы, а потом начинать битву. Позиция, по крайней мере, имеет три смысловых слоя. 1) состояние и позиция обеих сторон; 2) внешняя позиция, сильная позиция; 3) если ты создаешь любую силу, которая выходит за пределы просчетов, то это тоже есть своя позиция.

Когда играешь в шашки, необходимо правильно решать отношения между превращениями силы. Поэтому до того, как начал движение, нужно ясно проанализировать все возможности. Во-первых, нужно просчитать противоположный расклад и его возможное изменение. Во-вторых, просчитать составные связи для разных раскладов. В-третьих, проанализировать возможности победы и поражения. Все это является ключом для достижения победы или поражения.

Высота мастера, как раз и состоит в том, что мастер продумывает изначально и стратегически строит победу. Высота его - в прогнозе и предвидении, в стратегическом прогнозировании. Высота его в том, что он точно планирует и прогнозирует свой замысел.
"В "Книге песен" говорится: "Если нет тщательности в начале, то редко бывает конец".
Когда начинаешь ставить шашки, то можно видеть структуру связей и пересечений, и, если еще не закончилась постановка расклада, а ты действуешь разнузданно, не думая, то не знаешь, где находятся связи пересечения. Поэтому необходимо с самого начала до самого конца удерживать все связи и пересечения на доске.

У войны есть способы захвата и бросания, продвижения и отступления. Есть действия, которые упреждают, и есть действия, которые опаздывают. Есть действия, в которых делаешь ставку на множественность, и есть действия, в которых делаешь ставку на малочисленность. Существуют методы атаки, уничтожения, удара и пробоя. Существуют ложная и настоящая позиции, существуют способные выжить и призванные погибнуть. Во всех случаях необходимо быть тщательным в начале, и продумывать, чем ты закончишь. Ибо многие вступающие в битву знают, что есть путь, и поэтому не теряют своей правильности.
"На пути игры в шашки ценится внимательность и собранность".
Внимательность подразумевает тщательность продумывания и отсутствие неосмотрительной утечки внимания. Собранность подразумевает такую правильность построений, что никто не может атаковать. Это подобно фразе "войско выступает посредством дисциплины" (цитата из "Книги Перемен").
"Высший мастер играет в центральной части. Низший мастер располагается по краям. Средний мастер занимает углы. Таково обычное распределение уровней мастерства у игроков в шашки".
В центральной части доски много дорожек и их трудно захватить, поэтому власть достается высшему мастеру. Дорожки по краям узкие и мелкие, их легко атаковать, поэтому низший следует им и удерживает их. Средний мастер занимает углы, и, хотя они не такие ценные, как центральная часть, но более значимы, нежели края. Поэтому говорится: "Края уступают углам, а углы уступают центральной части. Еще говорится: если движешься по краям, даже если остаешься живым, все равно проигрываешь".
"В Методах говорится: "Лучше я потеряю несколько камней, чем потеряю преимущество первого хода".
Методы - это методы применения шашек. Даже если ты оставляешь несколько шашек, то потеря эта очень маленькая, но если у тебя возник замысел и ты перехватил инициативу, то это очень большое обретение.
"Бывает, что тот, кто начинает раньше, потом действует с опозданием, а бывает, что тот, кто начинает позже, потом оказывается впереди".
Приведенный выше тест говорит о том, что в игре в шашки нельзя не биться за первенство. Тот, кто начинает раньше - это тот, кто владеет инициативой первого хода. Здесь же имеется в виду первая поставленная шашка. В искусстве войны говорится: "Если далекое, то показывай близкое, а если близкое - то показывай далекое".
"Если нападают слева, то смотри справа. Если атакуют сзади, то будь внимателен впереди".
Смотри справа - будь осторожен, так как тебя могут пугать слева, а, нанося удар справа, будь внимателен спереди. В атаке сзади бойся, что могут нанести ущерб спереди. Речь идет о том, когда ты попадаешь под чью-то атаку, в этом случае нужно быть очень осторожным, рассматривая ситуацию с тем, чтобы контролировать пользу и вред.
"Широкое не должно быть слишком рыхлым, плотное не должно быть слишком напористым".
Если широкое, но слишком рыхлое (разреженное), то ветви расходятся и легко разрушить, если плотное и слишком напористое, тогда узкие трудности и трудно справиться с атакой. Нужно искать середину между широким и плотным.
"Когда в контакте жалеешь камень, спасая жизнь, то лучше отдать его, но обрести позицию".
Когда в контакте нет ситуации, а действуешь силой, то лучше, обуславливаясь этим, дополнить себя. Когда у него много, а у меня скудно, то тот, кто раньше спланировал, остается живым". Это осознание того, что в трудной ситуации нужно отступать. "Когда у меня много, а у него скудно, стараешься раскрыть его позицию". Видишь, когда можно продвигаться вперед.
"Совершенный в построении позиций, не ведет бой. Совершенный в построении войск не вступает в битву".
Это означает, что с помощью настоящего обращаешься с иллюзорным, с помощью порядка обращаешься с хаосом, с помощью радости справляешься с отсутствием оптимизма, тогда не соперничаешь, а обретаешь сам. Тогда не вступаешь в битву, а справляешься с собой. Кроме того, кто совершенен в применении войны, способен подчинить войска другого, не вступая в битву.
"Совершенный в войне, не терпит поражения".
Только сделав просчет и построив замысел, вступаешь в битву, и поэтому не терпишь поражения.
"Совершенный в поражениях, не впадает в состояние хаоса".
Хаос в том, что многочисленные силы рассеиваются, и в них нет объединения. Если ты умеешь терпеть поражения, то и после поражения можешь обрести победу, поэтому нет хаоса.
"Обязательным условием является необходимость отслеживать все четыре стороны своей территории, и строить крепость, которую нельзя разрушить. Только тогда можешь выходить, не обращая внимания на ситуацию и захватить людей неготовыми".
Если располагаешь плотно, то с четырех сторон контролируешь, и у тебя нет забот, после этого можешь ударить туда, где противник расслабился, по его пустоте. Это и есть то, что называется "начинаешь через направление к единению, а заканчиваешь тем, что побеждаешь с помощью странных замыслов".

В "Методах войны" говорится: "Если наступаешь на пятки противнику, то тем самым решаешь дела войны". Комментарий: "Речь идет о том, что я все время двигаюсь по планам и по законам, и глубоко контролирую, придерживаясь правил и методов. Я следую за формой противника, и, если есть ситуация, которой можно воспользоваться, я выхожу вовне и вступаю в решительную битву".
"Во всех случаях, когда у противника нет неприятностей, а он себя укрепляет, то это значит, что у него есть замысел совершить нападение".
Опять же, в "Методах войны" говорится: "Если он говорит о своем принижении, но при этом усиливает готовность, значит будет наступать". Если знаешь это, тогда должен укреплять свои бреши и недостатки.
"Если, теряя малое, не спасает, значит у него в мыслях задумано достижение большого".
Опять же, в "Методах войны" говорится: "Отказываешься от пищи и питья и уходишь, это значит, что не нужно есть". Когда знаешь это, то не принимаешь то, что тебе жертвуют. "Когда ставишь произвольно, значит, у тебя нет замыслов. Если, не думая, реагируешь, то находишься на пути поражения. В "Книге песен" говорится: "С осторожностью и трепетом, как будто приближаешься к пропасти".

Фэн Исин, исследуя окружные шашки, говорил: "Это всегда только лишь борьба за инициативу". В одной этой фразе он выразил самый главный секрет окружных шашек. И если ценность упреждения тонко не объяснена, то нужно обратить внимание на эту строку, где Фэн Исин подчеркивает понятие "борьба".
"Отказываясь от шашки, борешься за упреждение".
Это тоже один из десяти секретов окружных шашек. Каким образом бороться за упреждение? В первую очередь необходимо владеть всеми слабостями противника и заставлять его накапливать эти слабости.

Цао Цао убил Люй Бошэ, пользуясь таким методом: "Лучше я принижусь перед человеком, чем он принизит меня, чтобы обрести преимущество в начале движения." Необходимо использовать такой способ достижения инициативы, как "если первым начинаешь действовать, то нечего выбирать, ты всегда получаешь преимущество", и тогда, "действуя вперед, ты не попадаешь в сложную ситуацию, и тогда ты во всем осторожен и осмотрителен".
"Бывает, что тот, кто начинает раньше, потом действует с опозданием".
Сначала нужно добиваться упреждения, и это несомненно, так как упреждение приносит человеку пользу и преимущество. Однако бывает, что в упреждении потенциально сокрыта опасность следования, и внутри пользы таится ущерб. Лао-цзы говорит: "Беда опирается на счастье, а в беде таится счастье". И если говорить о ситуации, когда внутри упреждения находится опасность следования, необходимо точно различать это. Оно полезно для большого поражения, но для ухода - препятствие.

Однако, если польза от упреждения небольшая, и если в ней таится возможность большой беды, уж лучше оставаться следующим. Когда соперники неравны, тогда тот, кто слабее, часто начинает давить более сильного, и это похоже на то, что более сильный соперник навлекает на себя удары, и при этом кажется, что у него нет сил на ответ, а есть только силы ставить блоки.

Однако более сильный противник в каждой из своих позиций простраивает себе силу, которая проявиться в дальнейшем, и у более слабого соперника возникнут проблемы. И так как мест, где нужно укрепиться слишком много, и одним ходом укрепление не получится, поэтому, в конце концов, происходит разрушение. Это и есть ситуация, когда пользуются скрытым преимуществом последнего хода, который приносит злые плоды тому, кто владеет упреждением.
03 ФЕВРАЛЯ / 2008

Автор: Бай Сяочуань