На днях случился скандал. Одного из сильнейших игроков в Го, представителя Китая Кэ Цзе, подвергли жесткой критике за некрасивое поведение во время партии. Кэ Цзе известен тем, что не стесняется давать самому себе пощечины за плохие ходы прямо во время игры с другими профессионалами. Но в этот раз, кажется, он позволил себе нечто большее: играя с соперником-корейцем, ругался по-корейски матом сквозь зубы. В сети развернулась дискуссия, действительно ли это имело место: корейское ненормативное «щибаль» созвучно нормативному японскому «ши бай». Так что «было или не было» - это, конечно, большой вопрос. Но звонкие шлепки по лицу уж точно были.
Впрочем, сам скандал вокруг Кэ Цзе меня не очень интересует. Просто этот случай еще раз навел меня на определенные размышления: в чем все-таки суть мастерства, и как определить, кто заслуживает звания Мастера, а кто нет? Кэ Цзе, который во время игры выдергивает себе волосы, бормочет что-то себе под нос и хлещет себя по лицу - все-таки Мастер или не Мастер?
Вопрос этот настолько непрост, что там и сям регулярно вспыхивают все новые и новые дискуссии. Как правило, дискутирующие стороны отстаивают две основные точки зрения. Первая предполагает, что мастерство - это сила игры: пока ты не достиг определенного уровня, нельзя считаться Мастером. Что интересно, сам порог отсечения каждый еще и определяет самостоятельно: для кого-то мастерство начинается с 1 любительского дана, кто-то считает мастерами лишь игроков 7 дана, а кто-то - и вовсе одних профи. Вторая точка зрения утверждает, что мастерство - это не только сила игры. Можно быть мастером, не будучи сильным игроком. Такое противостояние «физиков» и «лириков», только применительно к миру Го. Причем, что интересно, есть еще и любопытный перекос: «культурологи» обычно с уважением относятся к «спортсменам», а вот «спортсмены» «культурологов» не жалуют. Кто же прав? Не претендуя на истину, я хочу изложить свое понимание этой проблемы.