Трёхмерное Го

В чем состоит суть мастерства? Позвольте мне поделиться своим пониманием.

На днях случился скандал. Одного из сильнейших игроков в Го, представителя Китая Кэ Цзе, подвергли жесткой критике за некрасивое поведение во время партии. Кэ Цзе известен тем, что не стесняется давать самому себе пощечины за плохие ходы прямо во время игры с другими профессионалами. Но в этот раз, кажется, он позволил себе нечто большее: играя с соперником-корейцем, ругался по-корейски матом сквозь зубы. В сети развернулась дискуссия, действительно ли это имело место: корейское ненормативное «щибаль» созвучно нормативному японскому «ши бай». Так что «было или не было» - это, конечно, большой вопрос. Но звонкие шлепки по лицу уж точно были.

Впрочем, сам скандал вокруг Кэ Цзе меня не очень интересует. Просто этот случай еще раз навел меня на определенные размышления: в чем все-таки суть мастерства, и как определить, кто заслуживает звания Мастера, а кто нет? Кэ Цзе, который во время игры выдергивает себе волосы, бормочет что-то себе под нос и хлещет себя по лицу - все-таки Мастер или не Мастер?

Вопрос этот настолько непрост, что там и сям регулярно вспыхивают все новые и новые дискуссии. Как правило, дискутирующие стороны отстаивают две основные точки зрения. Первая предполагает, что мастерство - это сила игры: пока ты не достиг определенного уровня, нельзя считаться Мастером. Что интересно, сам порог отсечения каждый еще и определяет самостоятельно: для кого-то мастерство начинается с 1 любительского дана, кто-то считает мастерами лишь игроков 7 дана, а кто-то - и вовсе одних профи. Вторая точка зрения утверждает, что мастерство - это не только сила игры. Можно быть мастером, не будучи сильным игроком. Такое противостояние «физиков» и «лириков», только применительно к миру Го. Причем, что интересно, есть еще и любопытный перекос: «культурологи» обычно с уважением относятся к «спортсменам», а вот «спортсмены» «культурологов» не жалуют. Кто же прав? Не претендуя на истину, я хочу изложить свое понимание этой проблемы.
1D
Для меня Мастер - это комбинация развития в трех направлениях. Существуют три измерения, которые определяют общий, суммарный уровень человека. Первое измерение - это, конечно, сам уровень владения игрой. Но здесь возникает вопрос: шкала рейтинга - это прямая. Это только «ось Х», по которой откладывается собственно сила игры. Каковы же другие измерения? Ось Y, как я ее понимаю, - это вклад человека в преподавание, популяризацию, продвижение игры. Это вклад в организацию и проведение мероприятий. Наконец, третье измерение - возможно, самое главное, - это история и культура, воспитание личности и философия, развитие себя в этом направлении. Сюда же можно отнести и вклад в развитие отношений между странами и нациями, умение общаться с разными людьми и выстраивать отношения вне доски. Такая трехмерная модель, как мне кажется, дает ответы на многие непростые вопросы. Правда, для этого нам потребуется немного воображения и начальные знания геометрии. :)

Скажем, сильный игрок, который никогда не занимался преподаванием, ничего не знает об истории и культуре, не умеет себя вести за доской - это одномерная фигура. Просто точка на прямой (ну, или отрезок от 0 до этой точки). Примерно как Кэ Цзе: сильнейший игрок, который не занимается преподаванием (пока) и имеет явные проблемы в области культуры (не владеет собой во время игры, например). Для «спортсменов» Кэ Цзе - Мастер, которому можно простить все остальное. Для «культурологов» - просто сильный игрок, которому еще предстоит многому научиться.

2D
Если же человек становится преподавателем или организатором, это уже фигура двухмерная, т.е. прямоугольник на плоскости. Здесь все становится гораздо интереснее, потому что у такой фигуры появляется площадь. Неудивительно, что сильный игрок, вклад которого в преподавание и продвижение игры невелик, «по сумме» вполне может быть равен прекрасному педагогу, который сам играет не очень сильно. Ведь за его спиной стоит множество людей, которых он привел в мир Го, детей и взрослых. Точно так же и комбинация силы игры с изучением культуры и самовоспитанием дает двухмерную фигуру, но на другой плоскости: пускай человек не преподает и не организовывает, зато и играет превосходно, и с пониманием культурной составляющей у него все прекрасно. С такими партнерами всегда приятно общаться за доской. Они обходительны, воспитанны, умеют выигрывать, не разрывая слабого противника на куски и не уничтожая его самооценку. Эти игроки непременно разберут партию, когда она завершится, дадут полезные советы, причем в мягкой и вежливой форме. Неудивительно, что они пользуются заслуженным уважением и любовью других игроков.

Возможна и третья комбинация: очень слабые игроки, сделавшие много в плане организации и развития культуры. Это отнюдь не умозрительный пример, такие люди действительно были и есть. Они погружаются в изучение истории и культуры, создают клубы и занимаются с новичками, хотя сильно играть не умеют и не ставят себе такой цели. Ученики их быстро обгоняют и идут вперед по пути усиления техники игры, однако навсегда сохраняют благодарность своему первому учителю.
3D
Но самое интересное - это трехмерное Го, когда человек соединяет все три измерения. Здесь он уже превращается не в плоскую, а в объемную фигуру. Классический пример - американец Питер Шотуэлл (Peter Shotwell). С одной стороны, он играет в силу 1 дана по версии AGA - Американской Ассоциации Го. С другой - он автор нескольких книг по Го для начинающих, включая совершенно замечательную "Go! More than a game". Питер известен как один из лучших экспертов по истории игры, поэтому в его книгах важное место занимает раздел об истории и развитии Го на протяжении тысячелетий. Наконец, в 2012 году он стал организатором Международного Го-Симпозиума, который прошел в США. Это мероприятие было организовано в рамках Американского Го-Конгресса, и в нем приняли участие исследователи и ученые из разных стран. Для «спортсменов» Питер не представляет большого интереса, ведь крупных турниров он не выигрывал и кубков не получал. С их точки зрения, он вряд ли заслуживает звания Мастера. А для меня, например, он является ориентиром в гораздо большей степени, чем Кэ Цзе. Я уважаю мастерство Кэ Цзе в игре, но сыграть и пообщаться с Питером мне было бы значительно интереснее. Его вклад в развитие Го в странах Запада и многогранность его личности привлекают меня сильнее.

Так существует ли какой-то объективный порог, преодолев который, человек становится Мастером? Есть ли «минимальный объем»? Когда я думаю об этом, я вспоминаю старую хакерскую мудрость:
«Ты не хакер, если ты назвал себя хакером. Ты хакер, если тебя так называют другие хакеры».
Мне кажется, подлинное мастерство - это признание и уважение со стороны сообщества. Признание и уважение по сумме заслуг. На самом деле, можно двигаться вперед самыми разными путями. Три измерения усложняют и обогащают наше понимание сути мастерства. Разговоры о том, «по какой линейке мерить», становятся бессмысленными. Три измерения не опровергают, а дополняют друг друга. Единственное, что важно - это итоговый «объем фигуры». В конечном счете, любой человек, который не только играет на КГСе в свое удовольствие, а добавляет второе и третье измерение, становится заметным в сообществе, получает признание и уважение. Есть еще одно хорошее изречение:
«Соберите в одной комнате всех великих учителей, и они за пять минут обо всем договорятся. Соберите их учеников, и они будут бесконечно обо всем спорить».
Именно поэтому адекватные «спортсмены» уважают «культурологов», а «культурологи» признают силу и выдающееся мастерство «спортсменов»: и те, и другие понимают ценность друг друга для мира Го. Ведь всем известно, что организаторские, педагогические и творческие способности - это не сами собой разумеющиеся производные от силы игры. Сильные игроки мотивируют других расти и двигаться вперед, хорошие организаторы делают отличные мероприятия и клубы, прекрасные преподаватели создают школы и секции, а хорошо владеющие пером популяризаторы наполняют информационное поле, пишут статьи и книги, выступают с лекциями и рассказывают об игре. Это разные грани единого процесса, причем независимые и совершенно необходимые для общего движения вперед. Неслучайно в Зале славы Нихон Ки-ин рядом висят мемориальные доски Хонинбо Сюсаку, Го Сейгена, барона Окуры Киситиро - мецената, основавшего Нихон Ки-ин, и китайского маршала Чэнь И, взрастившего Ни Вэйпина.

Так что, мне кажется, каждый выбирает сам, кем ему стать: точкой на прямой, прямоугольником на плоскости или трехмерной фигурой. Просто надо не сравнивать важность осей координатной сетки друг с другом, а проявлять взаимное уважение и признавать ценность всех направлений. Ну, и не хлестать себя ушами по щекам во время партии, как Кэ Цзе.
16 ИЮНЯ / 2019

Автор: Павел Авраамов